История в металле
В художественной среде и у любителей искусства сложилось настороженное отношение к современной чеканке по металлу. Вызвано это тем, что в 60-е – 70-е годы прошлого века она стала очень модной и постепенно в массовом сознании приобрела черты дешевой сувенирной продукции, а искусство художественной чеканки по металлу стало приравниваться к общедоступному ремеслу, немудреному умению изготовлять незамысловатые поделки. Причина подобного заблуждения кроется в поверхностной оценке возможностей этой техники – а именно такая оценка возникла из-за повального увлечения в те годы грузинским стилем чеканки с его тяготением к гротесковой обобщенности формы.Кажущаяся простота и острота линий и ритмов, присущая произведениям замечательных грузинских мастеров-чеканщиков, сыграла с этим старинным видом декоративного искусства, накопившим уникальные технические и стилистические традиции, злую шутку. Многие художники и любители, бравшиеся тогда за это дело, сводили свои выразительные средства к двум-трем техническим приемам: давлению резцом, разглаживанию неглубокого объема и легкому чернению, зачастую заменяя последний этап покрытием отчеканенной поверхности металлического листа нитролаком. В итоге, грубое упрощение технических приемов привело к профанации этого вида творчества и утрате к нему интереса. Творчество Виктора Морозова разрушает скептический взгляд современного зрителя (и подлинного любителя настоящего искусства) на технические и эстетические возможности этого древнейшего вида художественного творчества, поднимая произведения, выполненные в технике чеканки, до уровня искусства, способного воплотить глубокие эстетические переживания. Восприятие его произведений сродни впечатлению от старинного царского выезда (выхода), который роскошью одежд, убранством коней и оружия являл миру властную мощь и изощренную красоту: издали они притягивают монументальным величием и широкой праздничной нарядностью, а при близком рассматривании восхищают ювелирной утонченностью и роскошью обработки мельчайших деталей и узоров.
Художник Виктор Морозов - мастер современной русской чеканки
Виктор Морозов родился в 1949 году в селе Ризадеево Ардатовского района, что в Горьковской (ныне Нижегородской) области. С раннего детства он пристрастился к рисованию. В детском возрасте, как многие рисующие мальчики, увлекался композициями с древними воинами, витязями и рыцарями, изображал битвы. Очень умело рисовал портреты полководцев. Но по мере взросления появилась неудержимая тяга к изучению и постижению истории и практики изобразительного искусства. Так в третьем классе он на одном дыхании наизусть выучил серьезную монографию о творчестве малых голландцев, случайно найденную в сельской школьной библиотеке. К окончанию средней школы Виктор уже неплохо разбирался в истории русского и западноевропейского искусства. Самостоятельно, без внешнего направления и какого-либо руководства наш юный художник писал этюды с натуры, рисовал портреты близких и друзей, сочинял многофигурные композиции. Уже в тех детских работах чувствовался острый глаз и твердая рука будущего незаурядного художника.
Сегодня Виктор Морозов – признанный мастер авторской чеканки, имеющий многолетний опыт и отмеченный за творческие достижения в этом жанре многочисленными наградами.
Его работы выполнены в самой трудоемкой и особенно ценимой знатоками чеканной технике – торевтике. Она сочетает в себе величественный масштаб произведения с ювелирной тонкостью обработки металлического листа. В торевтике приходится обрабатывать чеканами на стальной плите каждый миллиметр поверхности металла (пуансирование), выколачивая фактуру фона и орнамент, а затем на смоле выбивая рельефное изображение фигур, животных и растений.
Приемы художника основаны на древнерусской традиции украшения храмов, окладов к иконам и рукописных книг с их тончайшей проработкой деталей при сохранении монументальности образов. Это удивительное качество древних шедевров в наше время почти утрачено. Но В. Морозову удалось в своих лучших работах достичь вершины мастерства, сопоставимого с художественным и техническим уровнем чеканных произведений, находящихся в собраниях Оружейной Палаты Московского Кремля и Государственного Эрмитажа.
В последние годы художник пытается расширить для себя возможности чеканной техники: использует холодную эмаль для тонирования фона и окантовки композиций. Пробует работать на анодированном алюминии, который исключает чернение, но предоставляет широкие возможности для использования техники холодной эмали.
На протяжении более трех десятилетий творчества углублялся и его подход к решению образных задач. Так если в 1970-е – 80-е годы в работах доминировало ювелирное узорочье, то позднее появляется и активно развивается тщательная разработка динамики планов и объемов, продуманно переплетаемых с четкой орнаментальной вязью.
Виктор Морозов достиг совершенства в своем ремесле. Металл послушен этому мастеру, как глина или пластилин хорошему скульптору, что позволяет воплощать самые сложные художественные задачи. В.Морозов – участник многочисленных выставок, в том числе 5-ти персональных. Работы находятся в государственных, корпоративных и частных коллекциях. В наше время в России пока не замечено художников, мастеров станковой чеканки, подобного высокого уровня.
Серия "Древняя Русь"
Панно ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ. Фрагмент
Панно КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. Фрагмент
Панно ГУСЛЯР. Фрагмент
Панно-рондо СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Панно НИЖЕГОРОДСКАЯ БАЛЛАДА. Фрагмент
Панно БОРИС И ГЛЕБ.
Фрагмент
Панно МОЛОДЫЕ ГОДЫ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ. Фрагмент
Панно ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. Фрагмент
Панно ПОЛЕ КУЛИКОВО. ПЕРЕД БИТВОЙ. Фрагмент
Панно ПОЕДИНОК (Центральная часть триптиха "Русский"). Фрагмент
Серия "Великокняжеская охота в Древней Руси"
Панно ОХОТА НА КАБАНА. Фрагмент
Панно БОЯРИН И БОЯРЫНЯ. Фрагмент
Панно ОХОТА НА МЕДВЕДЯ. Фрагмент
Панно СОКОЛЬНИК. Фрагмент
Панно ОТДЫХ ПОСЛЕ ОХОТЫ. Фрагмент
Серия "Славянская мифология"
Панно ВОЛХВ. Фрагмент
Панно РАДЕГАСТ (Даждьбог - бог Солнца у языческих славян). Фрагмент
Панно-рондо ВОЛШЕБНЫЕ ПТИЦЫ
Панно БЕРЕГИНЯ. Фрагмент
Панно ТРИГЛАВА (Из диптиха "Славянские боги"). Фрагмент
Панно СВЕНТОВИД. Фрагмент
Панно СВЯТОВИД (Из диптиха "Славянские боги"). Фрагмент
Панно СИРИН И АЛКОНОСТ (Птицы радости и печали). Фрагмент
Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив… И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей… Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая - вся печалью мощной Истощена, изнурена… Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна… Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло… Вдали - багровые зарницы, Небес померкла бирюза… И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза…
А.Блок 1899 г.
Серии "Античность" и "Древний Восток"
Панно ОРФЕЙ. Фрагмент
Панно ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ (Сюжет из "Иллиады"). Фрагмент
Щит АНТИЧНЫЙ (Александр Македонский)
Панно ЭККЛЕЗИАСТ. Фрагмент
Панно ПРОЩАНИЕ КОРОЛЯ АРТУРА С ДЖИНЕВРОЙ. Фрагмент
Панно САРАСВАТИ (индийская богиня). Фрагмент
Панно ФАРАОН И ПРИНЦЕССА
Панно АФИНА. Фрагмент
Панно ИЗИДА. Фрагмент
Панно ЭЛЛАДА МИФОЛОГИЧЕСКАЯ. Фрагмент
|