История создания одного из самых великолепных садов Европы, неразрывно связана с историей находящихся на его территории замков - Верхнего и Нижнего Бельведеров (Oberes und Unteres Belvedere).
В 1697 году блистательный полководец принц Евгений Савойский покупает к югу от главной дороги в Венгрию – Реннвег (Rennweg, сейчас это просто венская улица) - большой участок земли рядом с владением графа Генриха Франца фон Мансфельда, принца Фонди. Евгений поручает архитектору Иоганну Лукасу фон Гильдербрандту (Johann Lucas von Hildebrandt) разбить здесь регулярный сад и построить летний дворец.
И.Л. Гильдербрандт (Hildebrandt, 1668–1745), к этому времени был уже вполне сформировавшимся архитектором. Он прошел обучение у Карла Фонтана в Риме, участвовал в пьемонтской военной кампании вместе с принцем, где строил фортификационные укрепления, создал Савойский замок в Венгрии, дворец Кински в Вене. Одновременно с Бельведером архитектор строил соседний Шварценбергский дворец с обширным парком для графа фон Мансфельда. Но несомненной вершиной его творчества, конечно, стал Бельведер.
Уже к 1712 году был построен Нижний Бельведер, который назывался тогда Люстшлосс, т.е. «Замок для веселья». Рядом с одноэтажным замком было разбито два сада – один по оси главного фасада, другой – приватный, рядом с соседней Оранжереей. Замысел создания Бельведера изменялся, и приходилось постоянно докупать соседние земли, благо они были свободны. В 1708-18 годах территория Бельведера была трижды существенно расширена и приобрела современный вид. Уже в 1719 году вчерне было закончено строительство Верхнего Бельведера, тогда называемого Гартенпалас (Садовый дворец). Монументальное здание дворца возвышается над Нижним садом с фонтанами, баллюстрадами и Нижним Бельведером. Отсюда открывается лучший вид на всю Вену, что и дало название ансамблю (от итал. belvedere — «прекрасный вид»).
В 1717 году сад Бельведера был перепланирован знаменитым французским садовником и фонтанным мастером Домиником Жираром (Dominique Girard), сподвижником великого Ленотра, работавшим с ним в парках Версаля. Доминик Жирар является создателем садов Шлейсгейм и Нимфенбург в окрестностях Мюнхена и одним из самых выдающихся садоводов Европы начала XVIII века. Итальянский скульптор Джованни Станетти создал серию скульптур на тему восхождения богов из царства Аида на Олимп, а также баллюстрады для парка Бельведера (переделаны в XIX веке). В саду появились обширные водные пространства – и сейчас Верхний пруд и пруды соседнего Швейцарского парка питают фонтаны Бельведера.
В XVIII и XIX веках ансамбль Бельведера претерпевал многочисленные изменения, которые, к счастью, в основном касались внутреннего убранства дворцов, неоднократно менявших свое назначение. В XIX веке на части территории Бельведера был организован Ботанический сад и Альпинарий. Начиная с 1921 года, Бельведер является Государственным музеем. Коллекции дворцов знамениты своими собраниями искусства – в частности здесь хранятся лучшие картины Густава Климта. В годы второй мировой войны дворцам был причинен существенный ущерб бомбежками. В настоящий момент все памятники ансамбля содержатся в образцовом порядке и реставрируются.
Сад спускается с пологого холма, на котором стоит дворец Верхний Бельведер. Жирар формирует три открытые террасы с посыпанными мелким гравием прогулочными дорожками. С каждой такой террасы открывается великолепный вид на город и соседние парки и скверы, реализуя триединую барочную идею - «широту взгляда, приятный глазу вид и естественную перспективу».
Планировка сада строго симметрична. Центральная ось мысленно соединяет два главных Мраморных зала обоих дворцов. Однако здесь нет центральной аллеи. Для того, чтобы увидеть все скульптуры, фонтаны и партеры сада, придется пройди по прихотливому барочному узору его дорожек.
Два каскада фонтанов создают ощущение естественного пьедестала верхнего дворца. Верхний каскад включает в себя многочисленные скульптурные группы сражающихся героев, зверей и нереид, а также два симметричных овальных бассейна с фонтанами. Нижний каскад украшен скульптурами на морские темы – здесь присутствуют тритоны, морские нимфы и бог морей Нептун.
Большой, сложной изогнутой конфигурации бассейн перед Нижним Бельведером отражает в себе Верхний дворец.
Нижняя часть парка формируется множеством зеленых кабинетов из липовых шпалер, средняя терраса украшена уже невысокими боскетами и партером с высокими цветниками. Верхняя терраса - только совсем низкими самшитовыми боскетами и бродери («вышивкой» из битой керамики и камня различного цвета).
Интересной особенностью сада, тематически связывающей все его части, являются многочисленные скульптуры сфинксов с туловищем льва и женской головой и грудью. Эти каменные стражи Бельведера являются символами власти и силы в сочетании с человечностью.
Рядом с Нижним Бельведером разбит небольшой приватный Камерный сад. В основе планировки сада заложены те же барочные принципы, ось сада совпадает с осью главной постройки – Оранжереи. В центре расположен большой бассейн с фонтаном, цветочный партер украшен фигурными клумбами с низкими однолетниками. Из сада прекрасно просматривается верхний дворец, от остального ансамбля сад отделен высоким шпалерником и воротами с изящной решеткой.
Богато украшенный скульптурными группами южный фасад Верхнего Бельведера смотрит в огромный пруд. Пруд окаймлен невысокими цветочными клумбами и двумя симметричными аллеями, ведущими к дворцовым воротам. Между дворцом и Ботаническим садом разбит маленький регулярный сад с радиальными аллеями и павильоном с башенкой – Менажерией, где когда-то располагался зверинец.
Ансамбль Бельведера является признанным шедевром садово-парковой архитектуры эпохи барокко и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Текст и фото: Александр Новиков, член Творческого союза художников России, действительный член Русского Географического общества.
Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве". При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!