В XVIII-XIX веках вальс был королем балов. Но происхождение этого изящного танца вполне плебейское: он появился как танец сельских простолюдинов Германии, Чехии, Австрии и Франции еще в XII-XIII веках.
Парные танцы такого рода в разных странах назывались по-разному и отличались деталями, но в основе было один и тот же тип движения: повороты и вращения, причем кавалер держал партнершу за талию, а она одной рукой обнимала партнера за плечо, а другой придерживала краешек юбки, чтобы та не мешала быстрому движению с пируэтами.
Из смеси этих танцев на юге Германии постепенно сложился танец вальс (от немецкого walzen – кружиться). Из сельской глубинки танец в XVIII веке попал в город, но там его сначала сочли неприличным: в то время в парных танцах, например, в менуэте, партнеры лишь соприкасались кончиками пальцев, в то время как движениях вальса ярко выражалась эротика. Вальс лихо отплясывали в венских трактирах и харчевнях, а так как места для танца там было немного, то модным стало вращаться, почти не сходя с места.
Тем временем аристократия стала поглядывать на эти самые трактиры с интересом: время шло вперед, и чопорный, медленный менуэт всем порядком надоел. На новый танец обратили внимание литераторы и композиторы. Описание вальса появилось в некоторых романах, а музыка в ритме вальса чаще стала включаться в оперы. Но официально вальс еще долго был в обществе разрешен с ограничениями: например, новый танец разрешалось танцевать мужчинам только с замужними женщинами, или разрешалось его танцевать не более 10 минут.
Российский император Павел I и вовсе запретил «употребление пляски, называемой вальсеном». Да и в Германии запрет на вальс снял только Вильгельм II в 1888 году. Вальс критиковали, высмеивали, ругали, называли «источником вырождения» и «пределом непристойности». Но, несмотря на все запреты, критику и официальный строгий этикет, вальс стремительно покорял сердца. Люди любили его за новизну, свежесть, быстрый темп, романтизм, возможность показать свое танцевальное мастерство.
В Вене появились огромные танцевальные залы, вмещавшие до 3000 пар. И наконец вальс занял достойное место на аристократических балах. К середине XIX века вальс уже стал главным танцем любого бала. Научились его прекрасно танцевать и в России. А подлинный расцвет вальса начался с музыки таких классиков жанра, как Ланнер, Штраус-отец и особенно Штраус-сын – «король вальса».
В творчестве этого гениального композитора, дирижера и скрипача-виртуоза вальс достиг вершин развития: не теряя прикладной функции «музыки для ног», он в то же время звучал как концертная пьеса, т. е. «музыка для слуха», более свободная по темпу и гораздо более сложная по форме, что очень облагородило танец. Без музыки Штрауса невозможно и в наши дни представить знаменитые венские балы. Их сезон начинается в новогоднюю ночь и длится до самого Великого поста. И главный танец на этих балах – великолепный, искрометный, головокружительный, вечно молодой вальс.
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочку «Поделиться»
Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве". При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!