В 1971 году Далида спела знаковую для нее песню «Со временем» (Avec le temps) Лео Ферре. В конце ноября она решила вернуться на сцену «Олимпии», хотя Бруно Кокатрикс не верил в ее способность собрать двухтысячный зал. Тогда она сама сняла зал на три недели. Для этого концерта ей нужен был совершенно новый репертуар, и друзья из шоу-бизнеса пришли ей на помощь: Серж Лама написал для нее песню «Все женщины мира» (Toutes les femmes du monde), Микис Теодоракис предложил «Мой брат солнце» (Mon frere le soleil), Мишель Легран написал «Жизнь» (Une vie), а Паскаль Данель – песню «Мамочка» (Mamina). Одна из самых известных песен Далиды той эпохи стала песня «Чтобы не жить в одиночестве» (Pour ne pas vivre seul).
Далида так же исполнила шлягер Шарля Азнавура «Как они говорят» (Comme ils disent). Гей-сообщество всегда было ей признательно за это, и в 1980-е годы сделало из нее икону. Эту песню написал для нее Паскаль Севран. Тот же Севран познакомил ее с графом де Сен-Жермен (Далида, зная о его истинном происхождении, позже попросила его отказаться от претензий на дворянство). Что думать об этом человеке, чье настоящее имя было Ришар Шамфре? «Поэт, мечтатель», говорили самые снисходительные, «Шарлатан, жулик», говорили другие. Возможно, Далида так хотела отдохнуть от почитаемых ею Фрейда и Юнга. Шамфре вел колонку в «Ici Paris» и «France dimanche», пока «Minute» не разоблачила его преступное прошлое. Вскоре после встречи с Сен-Жерменом Далида записала один из величайших своих шлягеров «Слова, слова» (Paroles, paroles). Эта песня, итальянская по происхождению, стала так популярна, что и сегодня выражение «paroles, paroles» используется в повседневной речи, имея в виду политиков, которые не держат своих обещаний.
Далида и Ришар Шамфре
Далида и Ален Делон
Ален Делон и Далида знали друг друга давно: оба они в 1954 году жили на улице Жан-Мермоз. Песню «Слова, слова» Делон часто слышал по радио, она ему нравилась, и он согласился записать дуэт. В результате французская версия полностью затмила итальянскую в самой Италии.
Далида и Ален Делон - Paroles, paroles
Cледующим большим успехом Далиды стала песняЯ больна»(Je suis malade).
Удивительно, но впоследствии культовая песня не снискала одобрения публики в исполнении автора Сержа Лама. По радио предпочитали передавать более пикантную версию «Маленькие женщины с Пигаль» (Les petites femmes de Pigalle) . Песня была, как будто создана для Далиды - хотя бы из-за одной только фразы, так напоминающей ее собственное детство: «когда моя мать выходила по вечерам». После смерти отца Иоланда сильно привязалась к матери и приходила в полное отчаяние, когда та покидала ее, пусть даже ненадолго. Окружающие все же не советовали Далиде исполнять такую трагическую песню, но успех был оглушительным, и ободренный Серж Лама написал для Далиды еще одну песню, «О Господи» (O Seigneur Dieu).
Другая великая песня 1973 года – «Ему только что исполнилось 18 лет» (Il venait d’avoir 18 ans). Интересно, что сначала Паскаль Севран написал ее вовсе не для Далиды, а для талантливой, но малоизвестной певицы Жаклин Данно. В то же время он предлагал свои песни и Далиде, но они не вызывали у нее энтузиазма. Тогда он сыграл ей «Ему только что исполнилось 18 лет», предупредив, что песня обещана другой певице, и к тому же не в ее обычном стиле. В 1973 году сюжет о зрелой женщине, которая влюбляется в молодого человека, был довольно смелым, но Далида была буквально околдована. Она сумела убедить Севрана, что должна исполнять эту песню сама, и песня стала не просто удачей, а бессмертным шлягером. Далида спела ее на нескольких языках, в том числе на японском и английском.
Далида - Jesus Kitch (1972)
Далида - Aba daba honey moon
Далида - Le
restaurant italien
Шлягером года стала песня «Солнце» (Soleil), которую написал Жильбер Синуэ, а также «Kalimba de luna» из репертуара Boney M. Что касается песни «Чтобы сказать: я люблю тебя» (Pour te dire je t’aime), то во Франции ее затмила оригинальная версия Стиви Уандера (I’ve just called to say I love you).
В апреле 1985 года Далида легла на операцию, которую считала своим последним шансом. Вот уже много месяцев она не показывалась на телевидении, боясь, что зрение подведет ее перед миллионами зрителей.В конце апреля врачи посчитали операцию успешной, но после дополнительного обследования признали свое поражение.Тогда они предложили оперировать здоровый глаз, который мог бы «направлять» больной. Далида согласилась. Эта, пятая в ее жизни операция прошла хорошо, и Далида снова воспаряла духом.
В 1986 году вышел ее последний диск, «Лицо любви» (Le visage de l’amour). Название альбому дала песня Шарля Терне, написанная специально для Далиды. «Мужчины моей жизни» (Les homes de ma vie) и
«Потому что я больше не люблю тебя» (Parce que je ne t’aime plus) принадлежали Барбеливьену. Этот диск не имел того успеха, который заслуживал частично потому, что Дали не занималась его рекламой – она была поглощена съемками фильма «Шестой день». Еще в 1985 году известный египетский режиссер Юсеф Шахин объявил о своих планах: он готовится снимать фильм по роману Андре Шедид с Далидой в главной роли.
Она сама узнала эту новость из газет. Три месяца продолжались съемки в Египте, и ей пришлось заново выучить арабский язык. Премьера прошла
с триумфом, но, как ни парадоксально, прокатный успех фильму не сопутствовал. Далида так и не узнала настоящего народного успеха в кино. Но фильм «Шестой день» поражает. Здесь Далида не Далида,
она появляется без макияжа, в образе старой женщины,
пожертвовав своей роскошной шевелюрой. В этом фильме можно сказать, что «Иоланда совершенно «уничтожила Далиду».
Последние дни Далиды
1987 год. Далида должна была впервые выступать с концертом в Москве. И кто знает, возможно бы тогда для многих, кто любит ее и кто узнал о ней много лет спустя, незабываемая встреча со звездой произошла бы намного раньше.
Далида снова хотела выступать перед своей публикой, как в самом начале своей карьеры без кордебалета, без блесток и страз, только с оркестром на сцене, сменить всего несколько платьев, чтобы доставить удовольствие публике, и петь свои песни «Умереть на сцене», «Уйти или умереть», «Браво». К тому времени она уже 5 лет не выступала в Олимпии и больше всего хотела, как певица, снова встретиться один на один со своей публикой, но ей этого не позволили, чтобы будущая премьера рок оперы «Клеопатра», которая была написана специально для нее, выглядела более грандиозной. Далида должна была записать новый альбом, для которого все было готово, и ей оставалось только записать на фонограмму свой голос. Для ее нового альбома были написаны легкие и радостные песни, чтобы он отличался от ее последних альбомов, особенно ей нравились песни «Магия слов» (La magie des mots) и «Урок обольщения» (La lecon de seduction) на слова Жан-Пьера Ланга. Эти песни так и не были нигде и ни кем исполнены, их слова неизвестны.
В 1987 году поэт и композитор Алис Дона также написала песню «Устала» специально для Далиды и пригласила ее послушать ее. Далида была тронута этой песней и ответила: «Я думаю, моя Алис, что стоит лучше немного подождать петь эту песню, сегодня я не смогла бы пойти до конца, потому что все слишком близко к реальности». Алис Дона пообещала Далиде подождать и оставить эту песню для нее. Алис Дона сдержала свое обещание: эту песню она не отдала никакому другому исполнителю. Музыка песни «Fatiguee» неизвестна.
По случаю концерта Далиды в Анталии 28 апреля 1987 года для нее была также написана очень красивая одноименная песня, которую постигла та же участь. Что известно о последнем концерте Далиды, о котором ходит столько легенд? В понедельник 27 апреля аппаратура была отправлена рано утром, потом должны были улететь танцоры и музыканты. Далида вместе со своим импресарио Роланом Рибе и своей костюмершей и близкой подругой Жаклин должны были приехать позже. Когда они прибыли в аэропорт, Далида узнала, что аппаратура еще не была отправлена, так как один из техников проспал, поэтому ее сценические платья и часть декораций остались в Париже. Подобные происшествия всегда заставляли Далиду сильно нервничать. В аэропорту Истамбула она сделала пересадку на самолет в Анталию, где ее встретил турецкий импресарио и друг Ерканн Озерманн, которому показалось, что Далида больна, потому что она выглядела очень грустной, уставшей и слишком спокойной. Погода была необычно холодной и ветреной. До следующего дня рейсов из Парижа в Стамбул больше не было, и чтобы доставить оставшийся в Париже реквизит и платья Далиды, Ерканн Озерманн используя все свое влияние и связи, зафрахтовал небольшой военный самолет. В него не влезали большие ящики, поэтому их было решено оставить в ангаре аэропорта и сложить платья и костюмы в мешки для мусора. Но вылет самолета был так же задержан по причине загруженности воздушного пространства.
Далиде пришлось репетировать с неполной техникой, в джинсах и свитере, который по счастью удалось где-то раздобыть. На голове у нее, как обычно, были бигуди. Публика уже начала собираться, когда она заканчивала репетировать последнюю песню. Далида была в панике и бешенстве, что публика видит ее в таком виде. Она закричала, что публика не должна видеть ее такой, что это ломает всю магию. Она так же очень боялась за свой голос, так как ночью в отеле было холодно, и она замерзла на влажном белье. В последний момент ей принесли ее платья. Она вскрикнула, увидев свои платья в мешках для мусора. Далида надолго закрылась в своей гримерке, никто не осмеливался постучать в ее дверь. На ее концерт прибыл президент Турции Эврен. Концерт задерживался, но он твердо сказал, что Далида прибыла сюда и он останется здесь до последней минуты и не покинет зал раньше нее. Когда дверь гримерки наконец открылась, Далида стояла восхитительная и прекрасная, безупречно одетая и загримированная. В тот вечер она пела как никогда, особенно свою песню «Умереть на сцене», в которую она вкладывала невероятную силу. Публика была в исступлении и восторге. Концерт состоялся в античном театре Aspendos. По официальной версии этот концерт не был записан, по другим версиям его видеозапись существует и находится в архивах турецкого телевидения.
С 11 по 18 апреля 1987 года Далида провела время в Квибероне (Quiberon) в компании своей костюмерши и близкой подруги Жаклин, где певица прошла омолаживающий курс талассотерапии. Тем самым Далида хотела сменить обстановку, встретить новых людей, разорвать череду своих мрачных дней. В Квибероне Далида встретила Надин Ротшильд, Марину Влади и других известных людей из шоу-бизнеса. Позже Надин Ротшильд сказала, что она ещё никогда не видела такой грустной женщины. Далида постоянно сидела в своем кресле и почти не двигалась. Казалось, что познакомиться с кем-то стоило ей невероятных усилий, и только в последние дни своего пребывания на курорте Далида, казалось, вышла из своей летаргии.
Телом она оставалась прекрасна, как юная девушка
По возвращении в Париж она снова казалась более энергичной, и как будто искала выход из своего состояния, снова планировала ужин на уик-энд со своими друзьями, как раньше по сложившейся многолетней традиции, интересовалась работой и новыми проектами, а главное ее близкие - брат Орландо и кузина Рози снова почувствовали, что она стала намного ближе к ним после долгих дней, когда Далида замкнулась в себе, и их как будто разделяла невидимая стена. В ее глазах снова появился блеск. Однако когда разговор заходил о новых встречах и возможных знакомствах, а также о докторе Франсуа, Далида обреченно отвергала эти мысли и снова возвращалась в свой кокон. Перед всеми Далида притворялась спокойной, как будто все хорошо и ничто ее не тревожит. Однако она призналась Орландо, что вяжет шарфы для него, старшего брата, Рози и Антуана (Анжелелли), чтобы у них «осталось что-то, сделанное моими руками», как это было несколько лет тому назад, когда Ришар Шамфре сидел в тюрьме, и она шила ему подушки, как в песне «Avec le temps»: «Укройся получше, не простудись…». Тогда Орландо спрашивал себя, не означает ли для Далиды шить и вязать конец любви.
7 марта 1987 года в Каннах Далида участвовала в церемонии вручения премий «Сезар». После стольких лет счастья и горя Далида, казалось, была убеждена, что в ее возрасте несчастье все больше будет брать верх. Без ребенка, уверенная, что уже слишком поздно встретить мужчину своей жизни, она проводила последние недели в состоянии, которое никогда не было ей свойственно. Она курила сигарету за сигаретой, страдала от бессонницы, просыпаясь лишь около 17 часов. До сих пор каждый раз поддержка и любовь публики убеждали ее вернуться на сцену. К той публике, о которой она сказала: «Семья для меня – это публика. Публика – мой муж». Но на этот раз волшебство не сработало. Каждый день она все больше склонялась к решению, которое уже приняла в 1967 году. Она больше не выходила из своего дома заполненного цветами и одиночеством. В ночь со второго на третье мая 1987 года Далида приняла смертельную дозу снотворного, запив его виски. На столе осталась её записка: «Жизнь для меня стала невыносимой. Простите меня». Её сердце остановилось 3 мая около
11 часов утра. Ради Далиды все звезды песни и кино, представители всех политических партий собрались у церкви Мадлен. Ален Делон с влажными от переживаний глазами вспоминал, что в начале карьеры он жил в том же отеле, что и она, на улице Бальзака. «Под стразами и лазерными лучами Далида пыталась спрятать стресс от своего безжалостного одиночества» - говорил каноник Торель, согласившийся дать религиозное благословение той, что покончила жизнь самоубийством. Симфония Малера нарушала гнетущую тишину, а потом отец Боле, духовник артистов, вызывал в памяти «радужный» голос певицы. Во время мессы на паперть церкви Мадлен были возложены цветы, и такты песни «Прощай, прощай, малышка» торжественно сопровождали последние минуты этой горькой церемонии. Люди в толпе шептали: «Она умерла от любви...» Ее растерянные друзья, присутствуя на похоронах, вдруг поняли, насколько они не понимали Далиду, и как поразил их ее уход. Тело певицы было предано земле на кладбище Монмартра, рядом с Оффенбахом, Стендалем и Франсуа Трюффо, у подножия того холма, который она так любила.
Ресторан «У Грациано» на улице Лепик, куда Далида часто приходила, объявил сорокадневный траур. В течение этого срока никто не занимал столик номер один, который был зарезервирован для нее. Уходя, клиенты покрывают розами столик Далиды.
Интервью брата Далиды Орландо в журнале Nous Deux 1 мая 1999 года.
«МОЯ СЕСТРА СТОЛЬКО ДАЛА ДРУГИМ, ЧТО БЫЛА ИСТОЩЕНА»
В доме на улице Оршан, отныне пустом, не тронули ничего. Как будто ждут возвращения Далиды. Орландо, ее брат, ходит кругами. Он не понимает. Последние образы сестры возникают у него в памяти. Он пытается найти объяснение произошедшему, но не находит, и снова ходит: «Далида вернулась из Квиберона в хорошее форме. Она задержалась в Париже, прежде чем уехать в Анталию, в Турцию. Она не пела уже два месяца, и должна была записываться в студии 8 и 9 мая. Все было готово для этого диска. Музыка Жака Морали была прекрасной, жизнерадостной, очень легкой, полной солнца. 3 и 4 мая мы должны были сделать снимки в разных местах Парижа. Для этого случая Далида надела бы короткий парик, как будто постригла волосы. Погода была слишком холодной, и мы перенесли фотосессию на 12 мая. Если бы погода была хорошей, она сделала бы эти фотографии, она бы начала работу над диском, и ничего бы не произошло. Но в воскресенье она покончила с собой...» - У нее тем не менее было много проектов... - Да. В сентябре она должна была начать репетиции «Мадам Филомены», пьесы, по которой снят фильм «Брак по-итальянски» с Софией Лорен. Это ее очень вдохновляло. Она никогда не играла в театре, и была очень увлечена. Ее партнером был бы либо Уго Тоньяцци, либо Мишель Галабрю. - Она планировала еще сниматься в кино? - Сначала в Марокко, в фильме «Эли Саарис», а потом в телесериале «Слава Дины» по мотивам Мишеля дель Кастилло. Далида влюбилась в эту книгу. Мы должны были снять пять часовых серий. - Она хотела заново обставить свой дом? - Пятнадцать дней назад она добавила зеркала в гостиную и в столовую.
В июне она хотела провести более важные работы. Я ничего не понимаю,
у нее было столько планов... - И все же ей часто случалось говорить о смерти...
- Эта мысль зародилась в ней три или четыре года назад. Все шло хорошо. Тем не менее, в ее мыслях что-то звучало, и она работала, чтобы заглушить этот голос. Знаете, самоубийцы могут строить утром грандиозные планы, а вечером – драма... Говорили о неком телефонном звонке. Я не думаю, что это была причина ее смерти. Скорее, это капля воды, переполнившая чашу. Для меня, видевшего ее каждый день, этот поступок необъясним. Она собиралась организовать дома обед 14 мая. Она пригласила Надин де Ротшильд, с которой познакомилась в Квибероне, Филиппа Барона, коммерческого директора «5», и Мари-Хосе Бобе. Но она всех нас обманула... Мы все знали, что она угнетена, но ее смерть нас оглушила, заставила по-другому посмотреть на прошлое. Уже четыре года она не была счастлива. Она бывала рассеянной. Порой за столом ее взгляд терялся. Она больше ничего не слушала, не слышала. Но она продолжала работать. Она не была подавлена постоянно, но жила с безымянной грустью. Она спрашивала себя, удастся ли ей создать пару, найти человека, с которым она состарилась бы... Она боялась, и она захотела уйти на пике славы. - Она боялась старости? - У нее была осиная талия, ее лицо было прекрасно, ей было 54 года, а выглядела она на 40-45! Она смотрела в зеркало и должна была себя видеть. Она не была ни полной, ни поблекшей, но она столько дала другим,
что внутренне была истощена. Далида вошла в сердца французов.
Ее очень ценили и за границей... Нельзя оставаться тридцать один год
в сердцах людей только чудом.
17 января 1933 года - 3 мая 1987 года
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочку «Поделиться»
Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве". При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!