Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Splash PRO HD Player v 1.9.0 ML/Rus + Portable

Splash PRO HD Player v 1.9.0 ML/Rus + Portable
Просмотров: 2742
Комментарии: (1)

Клипарт - "Указатели"

Клипарт - "Указатели"
Просмотров: 3500
Комментарии: (3)

Скрап-набор - FM In this Moment

Скрап-набор - FM In this Moment
Просмотров: 2228
Комментарии: (0)

Funny Rabbit Vector  - Забавные Кролики в Векторе

Funny Rabbit Vector - Забавные Кролики в Векторе
Просмотров: 4765
Комментарии: (6)

Alien Skin - Eye Candy Textures v5.1.

Alien Skin - Eye Candy Textures v5.1.
Просмотров: 5367
Комментарии: (6)

Candlelight Brushes - Свечи

Candlelight Brushes - Свечи
Просмотров: 4144
Комментарии: (4)

Stock Vector - Christmas Ornaments

Stock Vector - Christmas Ornaments
Просмотров: 1585
Комментарии: (3)

Cтеклянные Cтили

Cтеклянные Cтили
Просмотров: 3189
Комментарии: (9)

Cartoon Animals / Мультяшки

Cartoon Animals / Мультяшки
Просмотров: 5112
Комментарии: (4)

Урок от М. Басманова - Коллаж «Ворон на свече»

Урок от М. Басманова - Коллаж «Ворон на свече»
Просмотров: 1611
Комментарии: (0)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » Мифы и Легенды » Мифы и Легенды

ГЕТЕРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
17.06.2012, 17:52
Гетеры Древней Греции

Фридрих Ницше, хорошо знавший греческую историю и философию и утверждавший, что греки "самая удачная, самая прекрасная, самая завидная, более всех соблазнявшая к жизни порода людей", в книге "Так сказал Заратустра" изрёк мудрую мысль: "Женщина должна быть игрушкой для мужчины — чистой и тонкой, сверкающей добродетелями какого-то ещё не существующего мира".
Если вместо слова "игрушкой" поставить слово "подругой", то это будет только неким упрощённым приближением к понятию "гетера".

Свободные эллины при встрече говорили друг другу не "здравствуй!", а "радуйся!" И для радости у них были все основания. Немалую роль в их радости играли женщины. Правда, не жёны и дочери, которых они держали взаперти в женской половине дома или на заднем дворе и чьим досугом и судьбой были прялка и вышивка. Существовала поговорка, что приличной женщине следует появляться на улицах только тогда, когда уже не спросят, чья она жена, а спросят, чья она мать. Но уже тогда существовала очень незначительная прослойка женщин, совсем не согласная со столь малой отведённой для них долей. Конечно, это были гетеры.



Греческая гетера

Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех, гетеру - для душевного комфорта. "Гетеры каждому нужны для радости" – восклицал Демосфен (около 384-322 гг. до н.э.) на афинской агоре, обращаясь к судьям в ходе процесса против гетеры Нееры.




Бюст греческого оратора Демосфена.
Римская копия с бронзовой статуи Полиэктоса (280 г. до н.э.). Лувр.

Гетерой (греч. hetaira - подруга, любовница) в Древней Греции могла стать только образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, не зависимый образ жизни. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы. Но право быть самостоятельной, образованной, иметь возможность развивать свои способности было доступно очень немногим и сопряжено с большими трудностями и социальными условностями.

Гетеры — уникальное древнегреческое воплощение изощрённых мужских мечтаний о душевной подруге с широким диапазоном интеллектуального, эстетического и сексуального общения.

Некоторые гетеры играли значительную роль в общественной жизни. В их домах собирались многие выдающиеся древнегреческие политические деятели, поэты, скульпторы и т. д. Как правило, эти женщины находились на содержании у богатого покровителя. За благосклонность гетеры платили большие деньги.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
Гетеры могли выходить замуж. Они развлекали, утешали и щедро обогащали знаниями мужчин.



Гетеры на банкете, сидя на скамейке.
Терракотовые фигурки из Мерины. 25 г. до н.э. Лувр

Значит, нужно помнить, что гетеры не просто образованные незамужние женщины, ведущие свободный и независимый образ жизни. Известные гетеры были разносторонне образованными женщинами, прекрасно знавшими литературу, историю и философию, в совершенстве владевшими ораторским мастерством и отлично разбиравшимися в политике, умевшими играть на различных музыкальных инструментах, петь, танцевать, сочинять экспромтом и декламировать стихи, поддерживать разговор на любую тему. Они содержали тело чистым, красивым и здоровым, были обучены всем сокровенным тайнам искусства любви. И само собою разумеется — умели изящно одеваться и разбираться в тонкостях косметики. Всему этому их учили с ранних лет в специальных школах, ну а успеха, наверное, достигали те, кто имел врожденную красоту, обаяние и чувство юмора.

Они были славой и украшением города — их статуи стояли в храмах рядом со статуями самых выдающихся людей государства. Такие женщины не могли не влиять на общественную жизнь греков. Великий государственный деятель, поэт и мудрец Солон видел в существовании гетер идеальное средство для сохранения крепости и нерушимости семьи и брака.
Примерно с VII-го века до н.э. они сформировались в Афинах как тонкая,
но яркая прослойка женщин, притягивающая к себе практически всех достойных мужчин.

Через них гетеры влияли и на политику и на повседневную жизнь города, и на культуру, и на моду, и постепенно меняли положение всех женщин (именно они и заложили основу нынешнего равноправия женщин). Но самое главное — своей красотой, обаянием, остроумием, умом и умениями они вдохновляли своих незаурядных поклонников на интеллектуальные и творческие порывы, политические успехи и военные подвиги. Одним словом, гетеры стимулировали самореализацию творческого и интеллектуального потенциала мужчин!



Килик. Гетера
Мастер Виллы Джулия.
Древняя Греция, Аттика. Около 470 г. до н.э.
Собрание маркиза Кампана в Риме. 1862
 

Например, великого драматурга Софокла вдохновляла гетера Феорида, когда Софоклу пошёл уже девятый десяток, её сменила гетера Архиппа. Музой выдающегося комедиографа Менандра была гетера Гликерия. Замечательному философу Эпикуру преподавали философию наслаждения гетеры Даная и Леонтион. Даже такой мудрец, как Сократ, приходил с учениками к гетере Феодосии для обсуждения философских вопросов, а великого философа Платона забавляла гетера Археанасса. Известнейшая гетера Фрина вдохновила великого скульптора Праксителя на создание скульптуры Афродиты и, естественно, послужила ему моделью, а великий художник Апеллес нарисовал с неё свою знаменитую Афродиту Анадиомену. С известного философа Аристиппа знаменитейшая гетера Лаида (Лаис) брала серьёзные суммы, а нищему философу Диогену она отдавалась за копейки. Творец знаменитого "Дискобола" великий скульптор Мирон, будучи уже в весьма почтенном возрасте, предлагал ей за одну ночь всё своё состояние, но она не стала понапрасну разорять старика. Лаида и без него сколотила огромное состояние, но все растратила на храмы, различные общественные здания и на друзей. Умерла почти нищей, но, как замечает Дюрант: "после смерти ей воздвигнут пышную гробницу как величайшему из завоевателей, каких только знала Греция".

Кое-кому удалось сделать, можно сказать, политическую карьеру. Гетера Пейто стала женой правителя Сиракуз, тирана Гиеронима. Таис Афинская, безусловно, потрясающе яркая, неординарная личность, была любовницей Александра Македонского, а затем стала женой царя Птолемея и царицей Египта. Правда, в византийскую эпоху (в VI-м веке) красивая кипрская девушка Феодора сделает ещё более головокружительную карьеру: от цирковой акробатки (и сравнительно недорогой куртизанки) до византийской императрицы (т.е. до супруги императора Юстиниана). И к тому же Феодора окажется весьма успешной императрицей — умной, волевой, решительной.

История сохранила нам имена известных древнегреческих гетер, находившихся рядом с самыми незаурядными мужчинами античного времени.


АРХЕНАССА и Платон

Википедия выдаёт большой список знаменитых гетер Древней Греции, среди которых первой числится Археанасса — подруга философа Платона (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же). Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424 до н.э.), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.



Статуя Платона. Греция, Дельфы, Археологический музей  

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. А прозвище Аристокла "Платон", под которым он вошёл в историю, означает "широкий, широкоплечий". У него действительно была широкая натура, и по натуре Платон был большой жизнелюб. Об этом свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас тексты его стихов, приводимые Диогеном Лаэртским. Например, такой:

Я тебе яблоко бросил. Подняв его, если готова
Ты полюбить меня, в дар девственность мне принеси.
Если же нет, то всё же возьми себе яблоко это,
Только подумай над ним, как наша юность кратка.


Наряду с женщинами Платон был весьма неравнодушен и к мальчикам:

Душу свою на устах я имел, Агафона целуя,
словно стремилась она переселиться в него.


Платон не ограничивался лишь юными девушками. Он вступал в любовные связи и со зрелыми женщинами: "Говорят, он имел любовницей Археанассу,
о которой написал так:

Археанасса со мной, колофонского рода гетера,-
Даже морщины её жаркой любовью горят!
Ах, злополучные те, что на первой стезе повстречали
Юность подруги моей! Что это был за пожар!"


Археанасса пользовалась любовью философа до глубокой старости.
Платон ради неё забывал суровые принципы своей философии.
Он посвятил ей следующие стихи:

Прекрасная Археанасса достойна любви,
Лицо её покрыто морщинами,
Но рой амуров играет в них.
Вы, которые видели её, когда жестокое время
Не причинило ещё такого урона её красоты,
Да не будет вам теперь тягостен её вид.


История оказалась безжалостна и не сохранила для потомков изображения возлюбленной философа.




Бюст Аспазии. Римская копия. Ватиканские музеи.

Аспазия — красивая и интеллектуально одарённая женщина, очаровательная гетера, подруга и вторая жена великого Перикла (490—429 до н.э.) родилась в 76 Олимпиаду, около 475 г. до н.э. в городе Милете, одном из самых процветающих на Ионийском берегу. Милет славился своими философами и куртизанками. Это было "великое 50-летие" в истории Эллады, которое отличается в древнегреческой истории беспрецедентно яркой вспышкой творческих сил.

Милет, расположенный на побережье Эгейского моря, был одним из крупнейших и богатейших греческих городов-государств с весьма насыщенной и развитой политической и культурной жизнью. В те времена в Милете жили известные греческие философы Анаксимандр, Анаксимен и Фалес. Так что Аспазии было где получить прекрасное образование, тем более, что её отец Аксиох, занимавшийся торговлей, был человеком не бедным, способным и умным, чем и объясняются таланты его дочери. И хотя женщинам не полагалось в те времена заниматься ничем, кроме домашнего хозяйства, Аспазия тянулась к знаниям. Повзрослев, она увлеклась красноречием, стала изучать труды античных философов,
познакомилась с учением Анаксагора из Клазомен. 

Но, видимо, соотечественники осуждали увлечения Аспасии, не свойственные женщинам Древней Греции, и она решила перебраться из Милета в Афины. Так утверждают одни источники.



Лео фон Кленце. Проект восстановления афинского акрополя. 1830-е гг.

Как Аспазия стала гетерой, доподлинно не известно. Если верить поэтам, в детстве её похитили и увезли в Мегару или Коринф, где она росла в качестве невольницы своих похитителей, постаравшихся развратить её. Но благодаря красоте и уму ей удалось понравиться богатому афинянину, который выкупил девушку и дал ей свободу. Согласно биографии Плутарха "Жизнь Перикла", Аспазия до прибытия в Афины никуда не выезжала из Милета, где вела жизнь куртизанки. Она научилась искусству флирта у знаменитой куртизанки Фаргелии (Таргелии) из Ионии, имевшей четырнадцать любовников, правителей города, и отдававшейся только самым знатным гражданам. Впрочем, говоря об Аспазии,
большинство древних авторов никогда не называют других мужчин,
кроме Перикла и Лизикла.

Аспазия была красива. Нигде не сохранилось описание её внешности. Но сохранился бюст, на котором значится ее имя. Скульптор запечатлел молодую женщину в наброшенном на голову плаще, в знак того, что это матрона. В этом прекрасном лице нет ничего мистического, оно трогает глубоко человечным выражением сдержанной радости и ничем не нарушаемой безмятежностью...



Портрет Аспазии. Texas University Libraries.

Итак, приблизительно в 450–448 гг. до н. э. из Мегары в Афины приехала красивая двадцатилетняя девушка, чтобы основать свою школу риторики. Её сопровождали несколько молодых гречанок. Появление их вызвало сенсацию. Тотчас выяснилось, что новоприбывшие – коринфские куртизанки, во главе которых стояла милетская гетера по имени Аспазия. Они поселились все вместе, занимались политикой, философией, искусствами и охотно допускали всех желающих на свои собрания. Непривычные к подобным зрелищам афиняне из простого любопытства начали наведываться в гостеприимный дом, куда их привлекла красота приезжих женщин, а затем стали посещать его, увлеченные обсуждавшимися там вопросами.

По мнению древних мудрецов, расцвет каждого государства напрямую зависел от политики, проводимой его вождями в точном соответствии с волей небес. Но Греция той поры по каким-то неведомым нам причинам, похоже, снискала особое благорасположение богов. Почти одновременно на эту залитую солнцем землю пришли неординарные личности, величие которых до сих пор поражает воображение современников. Величайшего мыслителя Анаксагора именно здесь осенили крамольные по тем временам мысли о строении мироздания, с которыми вполне согласна современная наука. Философ Сократ, заядлый спорщик, часами бродил по Афинам, задавая каверзные вопросы всем, кто желал его слушать. В его задачу входило будить сознание своих ленивых, привыкших к достатку сограждан. Скульптор Фидий вместе с соратниками-архитекторами одухотворяли камень, создавая нетленные творения Красоты: и сегодня перед величественным Акрополем в благоговении немеет человеческий дух. И Анаксагор, и Сократ, и Фидий входили в тесный круг ближайших друзей Перикла, а потом и очаровательной Аспазии. Судьбы их тоже оказались переплетенными воедино и удивительно схожими…



Ж.Л.Жером (1824 -1904). Сократ, находящий Алкивиада в доме Аспазии. 1861

Это был период "расцвета афинской демократии", в "литературном салоне" Аспазии собирались лучшие умы того необычайно насыщенного творчески и духовно времени. Влиятельные и замечательные по уму и дарованиям люди даже приводили в дом к Аспазии своих жён, что было совершенно не в нравах того времени, пообсуждать вопросы моды, кулинарии или косметики. Аспазия, кстати, написала две книги по косметике. Многие затворницы – законные супруги – хотели познакомиться с удивительной женщиной. Самые решительные посещали собрания Аспазии.



Aspasia de Mileto. Henry Holiday

Главной темой разговоров женщин был брак. "Милетская гетера" находила возмутительным условия современного брака. "Каждая женщина, – внушала она, – должна быть свободной в выборе мужа, а не выходить за назначенного ей родителями или опекунами. Муж обязан воспитать свою жену и разрешать ей высказывать свои мысли". В те времена женщина в Афинах была лишена политических прав и даже не могла сама выбрать мужа. Браки по любви были редким исключением. Судьбу девушки определяли родители. В 15 лет её обычно сватали за тридцатилетнего мужчину, и накануне свадьбы она должна была приносить в дар богине Артемиде куклу. Развод осуществлялся по первому желанию мужа, дети при этом оставались у него. Если же расторгнуть брак хотела женщина, то в этом случае вмешивалось само государство, которое всяческими мерами препятствовало этому. Против всех этих обычаев решительно выступила Аспазия. Мужчины не разделяли смелых взглядов Аспазии, но их жены были в восторге и внимали гетере, словно оракулу.



Sculpture of Aspasia, mistress of Athenian statesman Pericles,
reclining on chaise. 1901. Greece.

Как хорошо сказал о ней историк В. Дюрант: "…она приковала к себе сердца не какими-нибудь заученными чарующими средствами; это была высокая, даровитая натура, одарённая глубоким пониманием всего прекрасного, необычно счастливо и гармонично развитая. Впервые увидели афиняне все сокровища эллинской культуры, соединённые в женщине, и с изумлением взирали на это чудное явление. С увлекательной прелестью умела она говорить о государстве, философии и искусстве, словом, обо всём, что интересовало интеллигентных людей, так что самые серьёзные из афинян, даже такие люди, как Сократ, ходили к ней, чтобы слушать ее речи".



Портрет Сократа по его скульптурам

Первым весть об Аспазии разнёс по Афинам Сократ. Очарованный её грацией и острым умом, философ просто лучился радостью, найдя себе достойную собеседницу.

В салоне Аспазии можно было встретить философов Анаксагора с его учеником Еврипидом, убежденным женоненавистником, Зенона, Протагора, врача Гиппократа, ваятеля Фидия и, чаще других, Сократа. Сократ, двадцатилетний юноша с грубоватой внешностью и пылкой душой, влюбился в Аспазию и не отходил от неё ни на шаг, а позднее, когда стал известным философом, говорил, что обязан этим Аспазии.



Сократ, IV в. до н.э.

Некоторые исследователи высказывают предположения, мол, Аспазия перешла от Сократа к Периклу, видимо, на основании свидетельства Сократа о том, что он учился красноречию у гетеры. Когда Аспазия приехала в Афины, она была ещё очень молода, молод был и Сократ,
он обучался ваянию и работал каменотесом на строительстве Парфенона. Он был беден, всегда был беден, поэтому предпочитал жить не в Афинах,
а в Пирее, портовом городке, - а гетера по определению требует расходов.
Но Аспазия и Сократ, который, конечно же, смолоду обладал недюжинным умом, могли выделить друг друга... Эта ситуация обыграна в трагедии Плутарха "Перикл".



Рисунок Домье.. Аспазия и Сократ

Сократ завидовал её умению спорить и с удовольствием слушал её. Он первым объявил себя учеником этой прекрасной и гениальной женщины, которая была одинаково непревзойденной в искусстве любви и искусстве беседы. Судя по рассказам, её речи в кругу друзей отличались образностью и высокой духовностью.

Когда Сократа спрашивали, как лучше воспитать хорошую жену, он неизменно отвечал: "Всё это гораздо лучше объяснит Аспазия". Об отношении Сократа к Аспазии свидетельствует бронзовый барельеф из Помпеи, на котором она изображена рядом с этим философом, и он, как ученик, слушает её. О том, что она говорит о любви, свидетельствует стоящий на заднем плане Эрос, который что-то записывает. Её волнистые волосы покрыты платком. Этот мотив повторяется на гемме с женским портретом, хранящейся в Ватикане. В нижней части портрета имеется надпись "Аспазия".



Николас-Андрэ Монсу. Сократ и Аспазия. 1801.

Какие речи произносились в доме Аспазии, какие возникали споры! Сколько наслаждений обещали красивые коринфянки афинским мужам, посещавшим их собрания, которыми руководила "прелестная милезианка"! Её ум, здравый смысл, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы.

Некоторые историки склонны считать, что Аспазия приехала в Афины с единственной целью – покорить Перикла, этого "достойнейшего из эллинов". О Перикле Аспазия слышала давно, ещё в Милете. Но знала она о нём только то, что известно было всем: он был одним из десяти афинских вождей, или стратегов, и формально власть его была не так уж велика, однако именно он решал многие важные вопросы, объявлял войны соседним государствам, заключал с ними союзы. Она знала также, что происходил Перикл из знатного рода Алкмеонидов.



Герма с изображением головы Перикла,
римская копия с греческого оригинала Кресила, Ватиканские музеи

Разумеется, в свою очередь, такая женщина не могла не заинтересовать и Перикла. В то время ему давно перевалило за сорок, он имел двух сыновей от законной супруги, и, исполнив свой долг перед обществом, стал тяготиться брачными узами, втайне мечтая найти подругу сердца.

Однажды Сократ, близкий друг правителя, не стеснявшийся называть "прелестную милезианку" своей несравненной учительницей, предложил Периклу посетить её салон. Предложение отвечало желаниям государственного мужа, и Аспазия имела удовольствие принять у себя того, кого афиняне называли Олимпийцем. Зевс нашёл свою Геру! Эти два великих ума эпохи сразу почувствовали влечение друг к другу. Кто знает, кем бы стали Перикл без Аспазии и Аспазия без Перикла!

Правителю Афин казалось, что никто уже ничему не может его научить. Но в обществе этой женщины он вдруг открывал для себя многое, о чём раньше и не подозревал. Глаза Аспазии, этой новой Афродиты, осветили мрак его собственной жизни, которая казалась теперь Периклу убогой и одинокой.



Сократ в доме Перикла и Аспазии

Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. Как всякая афинская жена она занималась, главным образом, домашними работами и детьми. Общественные, интеллектуальные и художественные интересы были ей чужды, она имела ограниченный кругозор. Добродетель Телезиппы заключалась в том, чтобы быть как можно менее заметной. Естественно, что такая женщина была малопривльна лоя Перикл. Говорят, что она не понимала этого сурового, сдержанного человека и целеустремленного неподкупного политика. Они были разными людьми, с разными взглядами и вкусами. Он был несчастлив в первом браке. От Телезиппы у Перикла было два сына Ксантипп и Парал, а также он был опекуном Алкивиада.



Эжен Делакруа. Аспазия. 1824

Положение любовницы не удовлетворяло честолюбивую Аспазию. Ей казалось унизительным быть только сожительницей Перикла, не имея права на уважение, которым пользовались законные супруги афинских граждан, на деле способные только рожать детей. Перикл, очарованный умом и красотой своей любовницы, вполне разделял её мнение и в один прекрасный день решительно и без особого сожаления развёлся с женой, дав ей приданое и подыскав достойного мужа, хотя сыновей оставил при себе. В тогдашних Афинах разводы совершались довольно легко. Разведённая жена, "с её согласия", без особого труда передавалась другому. Таким образом, желание Аспазии исполнилось! Она стала супругой Олимпийца и, поселившись в его доме, тотчас превратила его в политический салон, разрешив знаменитым гостям Перикла переступать священный порог женской половины. Любопытный донельзя афинский народ одобрил выбор Перикла. Только одно повергало людей в изумление: та нежность, которую стратег питал к молодой супруге. "Подумать только, он целует её, уходя из дома, и когда возвращается домой", - перешептывались они и многозначительно покачивали головами…



Перикл. Мраморная римская копия с греческого оригинала

С Аспазией Перикл узнал всю радость и прелесть общения с женщиной, основанного на глубоком взаимопонимании и нежной привязанности. Была ли она супругой Перикла? Одни подтверждают, другие отрицают возможность подобного брака. Известно, что любому афинскому гражданину разрешалось открыто иметь любовницу-куртизанку, к какой национальности она бы не принадлежала, однако запрещалось жениться на чужеземке. Преступивших закон сурово карали: жена продавалась как наложница, муж, кроме уплаты огромного денежного штрафа, терял все свои гражданские права, а их дети признавались незаконными и лишались звания афинянина. В значительной мере сам Перикл был создателем таких шовинистских законов. До знакомства с Аспазией он был яростным поборником "чистоты" брака. Любовь заставила его забыть обо всём. В первый раз он поставил под сомнение свои собственные принципы.

Афиняне придерживались тогда следующего принципа: "...куртизанки нужны для того, чтобы ублажать нашу плоть, гетеры – для наслаждения, а жёны – для того, чтобы рожать нам законных детей" (Демосфен). И вдруг все увидели воплощение большой, искренней любви, не предугаданной даже поэтами. Нежность этих "двух людей, помнивших о каждой мелочи в жизни друг друга", была способна облагородить самое низменное. Мужская суровость Перикла по-гречески гармонично сочеталась с мягкостью и утонченной женственностью Аспазии.



Перикл. Афинская монета. 478-400гг. до н.э.

Их брачный союз (445 г. до н.э.), основанный на искренней и нежной любви, был не законным, поскольку Аспазия не была афинянкой, а значит, и их дети не могли иметь афинского гражданства. Когда Аспазия родила сына, его признали незаконным, из чего следует, что Аспазия была только любовницей правителя Афин, а не женой. Однако, с другой стороны, Перикл открыто называл "прелестную милезианку" своей супругой, публично, при встречах и прощаниях, целовал её, и вряд ли бы он рискнул это делать, зная суровые афинские законы... Для своего сына от брака с Аспазией — Перикла-младшего (род. В 432 г. до н. э. между 445 и 440 гг. до н.э.) — стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл.

Но если даже Аспазия была только любовницей Олимпийца, большинство афинян уважало её, как жену своего покровителя, обладавшую вместе со свободой гетеры положением законной супруги. Для расцвета и благоденствия Афин их брак принёс много пользы. Аспазия использовала свои многосторонние связи как внутри государства, так и за его пределами. Благодаря своему уму и проницательности, она знала обо всём, что происходит в Афинах, и вовремя могла дать Периклу верный совет. Перикл не скрывал, что часто советуется с ней, и что именно она является его учителем риторики и помощницей при составлении его блестящих речей.

В их доме собирались самые яркие люди того времени: выдающиеся философы Анаксагор, Сократ, великий скульптор Фидий, великий драматург Софокл, знаменитый историк Геродот и другие видные и незаурядные личности. В доме Перикла иногда появлялись и софист Горгий, блестящий оратор,
Диоген из Аполлонии, гостем в доме Перикла был и драматург Эврипид — слушатель и ученик Анаксагора и друг Сократа. Здесь собирались и известные архитекторы: Гиподам, "строитель софистских городов", который был мыслителем "практических необходимостей", Калликрат, Иктин и Мнесикл, украсившие Акрополь, возможно, также создатель монументальных настенных росписей — Полигнот и многие другие светила духа Эллады. 

"Говорят, Аспазия достигла такой известности и славы,
что даже Кир — тот, который вел войну с персидским царем
из-за престола, — назвал самую любимую свою наложницу,
которая носила прежде имя "Мильто", Аспазией", сообщает Плутарх.




Аспазия, реплика Древняя Греция V в. до н. э. Берлин,
Государственное античное собрание

Великие люди редко бывают понятыми современниками. Неспособная на проявление возвышенных чувств и высоких качеств характера, чернь старается подвергнуть сомнению и осмеянию всё, что не умещается в её сознании. Не избежала этой участи и "могучая кучка" во главе с Периклом. Усилились многочисленные нападки на ближайших друзей Перикла, на него самого и его жену. Причем враги Перикла установили зловещую очерёдность своих нападок. Им хотелось поразить противника сначала в лице его друзей, а потом уже добраться до жены, чтобы, ослабив его таким образом, добиться его полного поражения.



Лоуренс Альма-Тадем. Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям, 1868

Началось с того, что часть казны разбогатевшей столицы Эллады Перикл решил потратить на возвеличивание родного города. В честь его богини-покровительницы Афины на холме Акрополь заложили храм Парфенон. Затем приступили к возведению Пропилей – комплекса зданий и ворот у входа на холм. А на его южном склоне вырос Одеон – место для музыкальных состязаний. Работы велись быстро и с необычайным энтузиазмом под патронажем самой небесной заступницы. Как-то самый деятельный мастеровой нечаянно упал с лесов и врачи не питали надежд
на его выздоровление. 

Тогда богиня Афина явилась Периклу во сне и назвала метод лечения. К великой радости афинян, искренне веривших в чудеса, мастер очень скоро вновь приступил к работе. Слава вождя, чьи деяния одобряют боги, возросла многократно. Однако нашлись завистники, которые, оставаясь в тени, взбаламутили жадноватых до денег афинских граждан. "Не слишком ли много средств затрачено на эту грандиозную постройку?", - с подачи подстрекателей на Народном собрании выкрикивали самые смелые. Перикл умело парировал: "В таком случае пусть издержки будут не за ваш счет, а за мой, но на зданиях я напишу свое имя". В ответ восхищённая толпа закричала, чтобы вождь тратил столько денег, сколько сочтёт нужным. Подстрекатели притихли, но ненадолго…



Луис Гектор Леру (1682-1740). Перикл и Аспазия любуются
гигантской статуей Афины в мастерской Фидия.

Следующий удар был направлен против Фидия, знаменитого художника и скульптора. Его обвинили в утайке золота, которое вручили ему для отливки плаща богини Афины Паллады. Обвинение это не имело под собой никакой почвы. Достаточно было снять этот плащ и взвесить, что и сделал Фидий. Это поставило клеветников в неудобное положение. Однако они не хотели мириться со своим поражением. На украшении щита Паллады они заметили изображения с чертами Перикла и самого Фидия, что послужило обоснованием обвинения художника в осквернении святыни и богохульстве.



Фидий
Метон, помощник скульптора Фидия, руководившего строительством на Акрополе, вдруг воззвал к справедливости, обещая рассказать о допущенном мастером святотатстве. Мол, Фидий присвоил себе слоновую кость, выделенную для облицовки статуи, и золото для крыльев богини. Недоброжелатели явно метили в Перикла: все знали о его тесной дружбе с мастером, однако просчитались. Репутация Перикла касательно денег была безупречной. "Что ж ты молчал столько лет?", - вопрошали трезвомыслящие люди, однако разбогатевший в одночасье Метон уклонялся от ответа, продолжая изрыгать клевету. Начавшееся разбирательство выявило небольшие нарушения, естественные при столь огромных масштабах строительства. В результате чего старый скульптор был заточен в тюрьму, где и умер от тоски ещё до окончания своего процесса. Таким образом, врагам удалось без особого труда вырвать первое звено из Периклова окружения.


Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и  на кнопочку «Поделиться»  


Нравится
Категория: Мифы и Легенды | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 14971 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.9/54
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Четверг
18.04.2024
16:16











Подписка















Статистика





Зарег. на сайте:
Пользователи:

Нас уже 11249 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 10
Новых за неделю: 2
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

   
Администраторов: 4

Счетчики:
Онлайн:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:










Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1652










Новости





Это мой Тимошка

Это мой Тимошка
Просмотров: 1139
Комментарии: (0)

с наступающим!

с наступающим!
Просмотров: 1266
Комментарии: (4)

Перестаньте плакать на кухне

Перестаньте плакать на кухне
Просмотров: 1162
Комментарии: (0)

Timothy Martin

Timothy Martin
Просмотров: 2219
Комментарии: (0)

Veronica Minozzi

Veronica Minozzi
Просмотров: 2112
Комментарии: (0)

Художница Nene Thomas

Художница Nene Thomas
Просмотров: 3290
Комментарии: (1)

Kazumasa Uchio

Kazumasa Uchio
Просмотров: 2687
Комментарии: (0)

Иисус Христос в Эммаусе

Иисус Христос в Эммаусе
Просмотров: 2419
Комментарии: (0)

Книга Иова

Книга Иова
Просмотров: 1899
Комментарии: (0)

Easter Vintage

Easter Vintage
Просмотров: 2459
Комментарии: (0)











Посетители Сайта