Муха Альфонс
Картины и биография
Альфонса Муха
Прага, город, окруженный ореолом мифов и легенд. Город алхимиков, чернокнижников, поэтов, писателей и художников. На его улицах найдете вы все стили европейского искусства последнего тысячелетия: готику, Ренессанс, барокко и, наконец, модерн. А модерн для Чехии - это Муха. Первый среди ее художников.
Муха Альфонс (Mucha Alphonse Maria) (1860—1939), чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau).
Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже, и не был принят в пражскую Академию изящных искусств по причине "абсолютного отсутствия таланта". Что не помешало ему впоследствии стать олицетворением достижений чешского национального искусства. И как бы он не был популярен в мире, здесь его ценят как нигде. Гуляя по Праге, вы постоянно будете встречать, взгляд его дам. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.
И хотя при жизни он более был известен под своим французским прозвищем Мюша, сам он всегда подчеркивал свое славянское происхождение. Например, в одежде. На старых фотографиях, на страницах мемуаров, в статьях журналов и газет вы чаше всего встретите его в расшитой национальными узорами косоворотке, подпоясанной неизменным кушаком.
Автопортрет
Альфонс Мария Муха не был самым талантливым или самым необычным художником модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи - образцовый модерн, азбука стиля. Он был не гениальным художником, но гениальным популяризатором стиля. И сегодня модерн мы представляем через его произведения, не зная подчас имени художника, мы помним его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.
В первую очередь известны афиша и рекламные плакаты чешского мастера, которым подражали тогда и подражают сейчас. Известность принесли ему именно они. И, в первую очередь, необычные афиши для необычной женщины - Сары Бернар, богини театра той эпохи. Божественная Сара предстает перед нами в ореоле золотых волос, в пышном венке из цветов и складках бело-золотого одеяния. Такова афиша спектакля "Жисмонда".
Жисмонда» – афиша, с которой начался его успех.
О её создании существует легенда, почти сказочная. 26 декабря 1894 года, в день Св. Стефана художник, временно заменяя приятеля, правил оттиски в издательстве, директору позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для её новой роли в «Жисмонде». Все штатные художники уже находились на рождественских каникулах, и директор попросил Муху попробовать. Художник стилизовал черты лица Сары, и обвел его ореолом из золотой мозаики. На афише Сара выглядела такой, какой она видела себя на сцене: не пятидесяти с чем-то лет, а эфемерной, ангельской чаровницей. Актрисе так понравилась афиша, что она заключила с Мухой контракт на пять лет. Восхищенная публика срывала плакаты со стен.
Для Сары Бернар Муха сделал всего семь афиш – «Жисмонду», «Гамлета», «Лоренцаччо», «Даму с камелиями», «Самаритянку», «Мелиссинду», «Медею». Их все отличает одинаковая концепция: узкое, удлиненное изображение; наличие обрамления; нежные тона; использование золотой и серебряной краски; одухотворенные стилизованные черты лица; выразительные руки и костюм, соответствующий роли.
На смену бело-золотому видению приходит темный призрак. Новый образ, другая роль. Медея - черная женщина греческих мифов. Жертва страстей своих и чужих.
Афиши для Сары Бернар: «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцаччо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея»
Парижский период - время создания циклов декоративных панно. В очертаниях готических стрельчатых арок, подобно святым со средневековых витражей, появляются его героини - Утро, День, Вечер, Ночь.
Серия «Время суток»: Утреннее пробуждение, Дневной порыв, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых.
Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима.
Серия «Времена года»: Весна, Лето, Осень, Зима
Из сумрака небес, в темных вуалях драпировок сияют тела звездных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна - царица ночи.
Серия «Луна и звёзды»: Утренняя звезда, Луна - царица ночи, Вечерняя звезда, Полярная звезда.
Серия «Искусства»: Танец, Живопись, Поэзия, Музыка
Серия «Цветы»: Роза, Ирис, Гвоздика, Лилия.
Серия «Драгоценные камни»: Топаз, Рубин, Аметист, Изумруд.
Муха занимался дизайном ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, скульптурой. Его книга Documents decoratifs, опубликованная в 1902, стала энциклопедией его декоративных работ. В ней содержатся образцы и узоры, орнаменты, растительные мотивы, этюды с женскими головками и обнаженной натурой. Другая книга, Figures decoratives, посвящена человеческому телу как декоративному элементу.
Дизайн для Documents decoratifs
Скульптуры: La Nature, Голова девушки, Обнаженная на скале
В 1900 году Муха создал дизайн для торгового дома ювелира Фуке. Он оформил все – от экстерьера до интерьера, используя природные мотивы – ветки, цветы, бабочки, самоцветы, кораллы, рыбы. Главная деталь интерьера – скульптуры двух павлинов, размещенные напротив сверкающих расписных окон.
Дизайн для торгового дома ювелира Фуке
По возвращении в Чехию Муха какое-то время продолжал создавать плакаты в манере, напоминающей французские, лишь черты его женщин стали подчеркнуто славянскими. Но постепенно он повернулся к монументальной живописи. Он оформил главный зал пражского Муниципалитета, изобразив на круглом плафоне фреску «Славянское согласие», а на поддерживающих его столбах – фигуры человеческих достоинств, воплощенных в легендарных фигурах чешской истории. Художник также писал маслом, темперой и гуашью аллегорические картины и портреты. Самая монументальная серия его картин – «Славянская эпопея».
Введение славянской литургии
Праздник Свентовита
Славяне на исконной Родине
Апофеоз истории славянства
Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом.
Витраж для собора Св. Вита, начатого в 1344 г. и законченного только в XX веке, Муха выполнил в 1931 г. На центральном панно витража изображен младенец Вацлав, святой покровитель Чехии, со своей бабушкой св. Людмилой. Вокруг центрального расположены 36 других панно со сценами жития миссионеров Кирилла и Мефодия.
Витраж для собора Св. Вита
Альфонс Мария Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
По книге «Альфонс Муха» под редакцией Сары Муха.
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочку «Поделиться»
Нравится
|