Пещерные города Эллоры
Удивительная страна Индия. Она порой просто потрясает несметным количеством памятников своей древней культуры. О существовании многих из них среднестатистический житель Западного мира даже не подозревает. Одним из таких малоизвестных памятников является грандиозный храмовый комплекс Эллоры.
Комплекс расположен в штате Махараштра и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VII-IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два - джайнскими, а остальные - индуистскими. К индуистской части ансамбля относится огромный скальный храм Кайласанатха.
Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под свой властью западные территории Индии и создавших здесь величайшее государство того времени наряду с Византией и Арабским халифатом. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство, что привело к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры значительно отличаются от всех созданных в других частях света своими размерами и более сложным планом.
Когда человек попадает внутрь этих подземных святилищ, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы подавляют своими колоссальными и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и глубина залов достигает 30-40 метров. Мрачное мистическое настроение в храмах усиливается благодаря мастерски созданному эффекту сгущающегося в их глубинах сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния, а настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно сильное и гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким контрастом света и тени.
Храм Кайласанатха
Однако даже поражающие воображение пещерные храмы Эллоры не идут ни в какое сравнение с центральным культовым сооружением долины - храмом Кайласанатха (или, по другому - Кайлаш), высеченным в монолитной, одиноко стоящей скале.
Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно уникален и значительно превосходит и египетский Абу-Симбел и иорданскую Петру. Этот неповторимый скальный храм не построен, а высечен как скульптура. Скальный массив обтесывался, начиная сверху и до самого низа, без применения строительных лесов в течении 100 лет 10 тысячами строителей, вооруженных лишь кайлом, зубилом и молотком. Причем скала, из которой высечен храм, состоит не из рыхлых песчаника, известняка или туфа, как практически все другие подобные сооружения, а из самого что ни на есть твердого на Земле камня - базальта.
Закройте на мгновение глаза и представьте, как Это строилось - сначала пришли мужики на верхушку облюбованной скалы, на камнях и колдобинах как-то наметили план будущего грандиозного здания, потом пришли рабочие и начали долбить эту скалу что есть мочи. Сначала выдолбили маковку храма, потом - верхнюю башню - основную и рядом еще поменьше, потом вытесали крышу (сразу со всеми украшающими ее скульптурами и декорациями), затем - стены, потом - ступени и наконец - площадь вокруг храма со своими скульптурами и колоннами. Получилась первоначальная грубая внешняя коробка из камня. Потом в ней начали пробивать двери, окна, выгрызать внутренню часть, в которой сделали залы, стены, перегородки и опять множество скульптур и барельефов. Причем ни на одном из этапов нельзя было допустить ошибки - исправить их было бы практически невозможно!!
"Я помню, в армии пытался как-то долбить базальт альпинистским молотком. После 10 ударов наотмашь, со всей силы - в камне образовалась ямка размером всего-то примерно 2 х 2 х 2 сантиметра!)
А Кайласанатх, по моим ощущениям, примерно равен по площади (но чуть-чуть пониже) московского Храма Христа Спасителя" (sergey_said)
Но мы отвлеклись! Первоначально весь храм был покрыт белой очень прочной блестящей штукатуркой и назывался Ранга Махал - "окрашенный дворец". Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне черных скал. Сейчас штукатурка разрушилась и храм приобрел глубокий темно-серый и местами желтоватый цвет, сливаясь с окружающей его горной породой.
Тонкость и филигранность резьбы, которой сплошь покрыты все внешние и внутренние стены храма, поражают.
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочки «Поделиться»
|