Гентский алтарь в соборе Святого Бавона
Собор Св. Бавона - один из самых старых в Бельгии, своим названием он обязан местному землевладельцу, который в 7 веке был причислен к лику святых за то, что раздал все свои владения бедным и посвятил свою жизнь служению церкви.
Геррит Беркхейде. Старая площадь в Харлеме (1696 г.). Справа — церковь Св. Бавона
Современный вид церкви
Собор Св. Бавона
Современное грандиозное здание выполнено в стиле "готика", но некогда – в 942 году, на его месте стояла лишь маленькая деревянная церквушка.
Судя по всему, Святой Бавон был весьма почитаем жителями Гента, так как церкви в его честь возводились с каждым разом всё больше и красивее.
Собор Св. Бавона
Интерьер храма
Интерьер храма
Собор Святого Бавона входит в одну из, так называемых, «трёх башен Гента». Две другие — Башня-колокольня и церковь Св. Николая.
В центре находится один из символов города — мост Св. Михаила, перекинутый через канал Лис, а также Дозорная башня и крытый суконный рынок Лакенхалле.
Главная достопримечательность собора – уникальный Гентский алтарь. Это самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства.
Деталь внешней стороны алтаря
Деталь внешней стороны алтаря
Алтарь явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков (а может быть, и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека.
Bид закрытого алтаря. 1432 г.
Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд(Jodocus Vijd),- один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона).
Донатор (заказчик алтаря)
Жена донатора
Иоанн Богослов
Иоанн Креститель
Гентский алтарь представляет собой большой деревянный складень. Учёные потратили немало сил и стараний, чтобы установить, кто из двух братьев сыграл главную роль в создании алтаря. Считается, что старший брат, Губерт, начал работу (потом они работали вместе), а Ян закончил её ( после смерти брата). Но подпись на раме алтаря не содержит сведений о том, какие части выполнил Губерт, а какие - Ян.
Вид открытого алтаря
В картине верхнего ряда Бог-Отец, царящий над всем окружающим. Чуть ниже Бога-Отца расположились Дева Мария и Cв. Иоанн Креститель, еще ниже — ангелы поющие(левая створка) и ангелы музицирующие(правая створка).
В картине верхнего ряда
Бог-Отец, Дева Мария и Cв. Иоанн Креститель
Бог-Отец, царящий над всем окружающим
Дева Мария
Св. Иоанн Креститель
Две группы, изображающие ангелов, играющих музыку и поющих, наиболее известные детали части алтаря. Хотя было предположение учёных, что они были первоначально предназначены, чтобы быть отдельными частями, они ясно вписываются в иконографические каноны.
«Поющие ангелы» стоят перед резным пюпитром с нотами.
Еще 500 лет назад ван Мандер, первый историк нидерландского искусства, с восхищением писал, что по движениям ангелов зритель может легко догадаться, кто из них поет дискантом, альтом, басом или тенором, но все различные голоса сливаются в едином хоре, и торжественно льется величественная песнь.
Такое реалистическое предоставление ангельского хора означает, что в пятнадцатом столетии, в Нидерландах, где музыка в то время играла значительную роль в жизни общества, была близость между светским литургическим представлениями о пении и музыки.
Ангелы поющие (левая створка)
Ангелы музицирующие - с арфой, органом и скрипкой (правая створка)
Самые крайние створки изображают первых людей — Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей — Каина
Адам
Каин и Авель
Ева
Каин и Авель
Адам и ангелы (левая створка)
Ангелы и Ева (правая створка)
Нижний уровень
"Поклонение агнцу" является сердцем всего алтаря.
Нет ничего многозначительного и печального в этой традиционной сцене. Ягненок, из шеи которого льется в жертвенный фиал кровь, кажется изделием искуснейшего ювелира, а не жертвенным агнцем.
Нижний уровень
Поклонение агнцу. Нижний уровень центральная панель
Сцена из Священного писания превратилась в алтаре в сказку, нарядную мистерию, сыгранную праздничным днем на фламандской земле.
Сцена из Священного писания
Со всех сторон к агнцу, кровь которого превратилась в источник жизни, медленно и торжественно приближаются святые, праведники, сплочённые вместе и, почти вcе, одеты в синее, и страдающие грешницы. В их руках - пальмовые ветви, в волосах - цветы. Таковы были традиции при некоторых святых церемониях.
Первый план слева занят пророками, философами, мудрецами — всеми, кто предсказал рождение Спасителя. Тут же находятся античный поэт Вергилий и великий Данте.
Первый план слева занят пророками, философами, мудрецами
Первый план справа - пророки и священники Нового Завета. Некоторые из них - на коленях, босиком. Позади них собран иерархия Церкви - римские папы, дьяконы и епископы.
Первый план справа - пророки и священники Нового Завета
Алтарь также окружает немало историй. Его прятали от разъяренных иконоборцев и всем миром выкупали из залога. Алтарь по частям захватывали и вывозили сначала французы в 1794 году, потом немцы в 1914. И каждый раз алтарь возвращался домой, даже когда в 1816 году его продал за гроши растяпа–викарий. В 1934 году злоумышленники похитили два элемента алтаря (один из них, «благородные рыцари», среди которых ван Эйк изобразил себя, до сих пор не найден). Во Вторую мировую алтарь был захвачен нацистами, и за ним гонялись лучшие силы американских и советских «вооруженных искусствоведов».
Праведные Судьи и Воинство Христово (левая створка)
Шествие отшельников и пилигримов (правая створка)
Жертвенник с Агнцем
Фонтан
Христово воинство
Алтарь — это символ художественного могущества ван Эйка. Всё на нём изображено с невероятной подробностью и точностью. На лицах всех 250 персонажей изображены даже морщинки и бородавки, на каждой из двух десятков нарисованных Библий читается текст, а по изображениям растений можно изучать ботанику. Исследователи даже смогли определить, какую музыку играет ангел на органе — по положению его рук. При этом на огромной работе красуется лишь маленькая подпись – девиз художника — "Als Ich Can", «Как умею».
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочку «Поделиться»
Нравится
|