П. А. ФЕДОТОВ «ВДОВУШКА» - Мир Искусства <!--if(Мир Искусства)-->- Мир Искусства<!--endif--> - Каталог файлов - PhotoShop






Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Урок от М. Басманова - Цветная обработка фотографий

Урок от М. Басманова - Цветная обработка фотографий
Просмотров: 873
Комментарии: (0)

New Year Frames

New Year Frames
Просмотров: 911
Комментарии: (2)

Русский шрифт

Русский шрифт
Просмотров: 549
Комментарии: (0)

Stock Vector - Christmas Ornaments

Stock Vector - Christmas Ornaments
Просмотров: 792
Комментарии: (3)

Redfield Fractalius v1.50 rus

Redfield Fractalius v1.50 rus
Просмотров: 3488
Комментарии: (6)

Экшен TheDom-ChristmasGlobe

Экшен TheDom-ChristmasGlobe
Просмотров: 1864
Комментарии: (10)

Cup of  Tea

Cup of Tea
Просмотров: 2374
Комментарии: (0)

Градиенты  - Coffe

Градиенты - Coffe
Просмотров: 779
Комментарии: (1)

Xmas Girl

Xmas Girl
Просмотров: 803
Комментарии: (2)

Flower Abstraction 2  Vector

Flower Abstraction 2 Vector
Просмотров: 1027
Комментарии: (5)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » Мир Искусства » Мир Искусства

П. А. ФЕДОТОВ «ВДОВУШКА»
28.02.2012, 11:43
П.А.Федотов «Вдовушка»

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.



Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность. В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре. «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!» Через неделю картина была уже закончена. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.  

Первый вариант


Pavel Fedotov Young Widow (First version)  

Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое. 

Второй вариант


П.А.Федотов «Вдовушка» .(Второй вариант).1851-52г, холст, масло, 62 х47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства. На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву. А Федотов начал работать над третьим вариантом.

Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу. Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.

То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.  

Третий вариант


П. А. Федотов. «Вдовушка». Третий вариант. 1852 год, холст, масло

Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!» Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

(Э.Кузнецов"Павел Федотов")


Нравится
Категория: Мир Искусства | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 1811 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Четверг
08.12.2016
23:10











Подписка















Статистика





Пользователи:

Нас уже 8977 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 223
Новых за неделю: 61
Новых вчера: 11
Новых сегодня: 10

   
Администраторов: 4

Онлайн:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0











Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1190










Новости





Ледяные цветы

Ледяные цветы
Просмотров: 12
Комментарии: (0)

Alfredo Rodriguez

Alfredo Rodriguez
Просмотров: 19
Комментарии: (0)

Giuseppe Armani

Giuseppe Armani
Просмотров: 32
Комментарии: (0)

Александр и Татьяна Норык

Александр и Татьяна Норык
Просмотров: 47
Комментарии: (0)

Перевод урока «CORA»

Перевод урока «CORA»
Просмотров: 157
Комментарии: (1)

Куклы из солёного теста

Куклы из солёного теста
Просмотров: 59
Комментарии: (0)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)
Просмотров: 44
Комментарии: (0)

Santas World

Santas World
Просмотров: 133
Комментарии: (0)

Daniel Merriam

Daniel Merriam
Просмотров: 83
Комментарии: (0)

Spheres & More 2014

Spheres & More 2014
Просмотров: 121
Комментарии: (0)











Посетители Сайта