ПОЛИНА ВИАРДО - История и Личность <!--if(История и Личность)-->- История и Личность<!--endif--> - Каталог файлов - PhotoShop






Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Скрап - набор Свадебный

Скрап - набор Свадебный
Просмотров: 1549
Комментарии: (9)

Шрифт - Topaz

Шрифт - Topaz
Просмотров: 2171
Комментарии: (0)

Экшен Photoalbum

Экшен Photoalbum
Просмотров: 2246
Комментарии: (6)

Урок Олега Накрошаева "Как сделать контрастную фотографию"

Урок Олега Накрошаева "Как сделать контрастную фотографию"
Просмотров: 884
Комментарии: (0)

Filter Attacks

Filter Attacks
Просмотров: 3813
Комментарии: (28)

Скрап-набор - Blogtrain Autumn

Скрап-набор - Blogtrain Autumn
Просмотров: 1203
Комментарии: (4)

Рамочка для Фото 2

Рамочка для Фото 2
Просмотров: 951
Комментарии: (1)

Coffee cup Vector - "Кофейная чашка"

Coffee cup Vector - "Кофейная чашка"
Просмотров: 4172
Комментарии: (4)

Tipard MKV Video Converter 4.1.08 RU

Tipard MKV Video Converter 4.1.08 RU
Просмотров: 1795
Комментарии: (2)

Шрифт - Briolin

Шрифт - Briolin
Просмотров: 1389
Комментарии: (0)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » История и Личность » История и Личность

ПОЛИНА ВИАРДО
01.08.2012, 21:13
Безобразная красавица Полина Виардо


"Безобразная красавица", - такую красочную характеристику-эпитет дал в "Записках моряка-художника" А.П. Боголюбов франко-испанской певице, художнице, артистке и музыкантше Полине Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо (Pauline Garcia-Viardot) или просто Полине Виардо. Это действительно было так, хотя портреты, гравюры и рисунки, сохранившие для нас облик этой великолепной женщины, весьма разнообразны и неодинаковы. "Женщина-хамелеон", "женщина-загадка" - так можно сказать о ней, и это касается не только художественных изображений Полины Виардо, но ее творчества, что подтверждают многочисленные высказывая и воспоминания современников, видевших ее на сцене, в музыкальном салоне и в жизни. Ее восхищались многие известные люди того прекрасного XIX века, века искусства: писатели и музыканты Г. Флобер, Ж. Симон, Э. Литтре, Ж. Массне, И. Мятлев, А. Григорьев; русские художники А. К. Беггров, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. А. Харламов; она была ближайшей подругой Сен-Санса, Жорж Санд, Клары Шуман, Берлиоза, Глинки, Чайковского. И всех их к себе привлекала "безобразная красавица",
ну не чудо ли, не загадка ли?



Ари Шеффер, Портрет Полины Виардо, 1840

К портрету певицы

Своей чарующей улыбкой
И серебристым голоском
Ты заставляешь биться шибко
Сердец немало. Всё кругом
Тебе с восторгом рукоплещет...
И яркой звездочкою блещет
В столице невской твой талант.
Ценитель музыки серьезной,
Художник, критик, дилетант -
Все без ума от грациозной,
От поэтической Ван-Зандт!

(А. Плещеев, 1884)

Для нас же Полина Виардо навсегда останется любимой женщиной великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который более 40 лет был ее верным поклонником. Что-то было такое в ней, что все попытки писателя освободиться от любовного наваждения к замужней женщине, иностранке, создать свою семью с не менее интересными дамами, заканчивались одним и тем же - Тургенев упорно возвращался к Полине, был и жил рядом с ней, и умер у нее на руках... "Жизнь Тургенева и Виардо не есть жизнь обыкновенных людей. Полина Виардо была, по-моему, с Иваном Сергеевичем истинная пара по умственным достоинствам… все… было для него ничтожно рядом с теми высокими моментами, которые приковали его к дивной женщине, безобразной красавице… Он был счастлив до гроба. Другой подруги он не мог иметь, и криво судят те, которые хотели бы ему подарить свой уход и свою любовь, им присущую. Деньги — вздор перед моментами наслаждения ума и сердца, которые дала ему m-me Viardot…", - так написал об этой любви А.П. Боголюбов в своих "Записках".



Полина Виардо. Автопортрет

18 июля был День Рождения Полины Виардо, поэтому сделан этот небольшой материал в память о ней. Это попытка собрать вместе несколько ее изображений - портреты, гравюры, рисунки - увидеть ее такой, какой она была. Но, как оказывается, эта "женщина-хамелеон" не так уж проста. О ее жизни, биографию, всем заинтересованным предлагаю заглянуть на страницы книги Юрия Владимировича Лебедева, доктора филологических наук, вышедшую в знаменитой серии ЖЗЛ "Тургенев", а мы просто прочтем несколько цитат о ней, сказанных современниками, да прочитаем несколько поэтических строк, посвященных ей русскими поэтами...



Нефф Т. Портрет Полины Виардо 1842

Певице

Нет! не забыть мне вас, пленительные звуки,
Как первых сладких слез любви мне не забыть!
Когда внимал я вам, в груди смирялись муки,
И снова был готов я верить и любить!
Мне не забыть ее... То жрицей вдохновенной,
Широколиственным покрытая венком,
Она являлась мне... и пела гимн священный,
А взор ее горел божественным огнем...
То бледный образ в ней я видел Десдемоны,
Когда она, склонясь над арфой золотой,
Об иве пела песнь... и прерывали стоны
Унылый перелив старинной песни той.
Как глубоко она постигла, изучила
Того, кто знал людей и тайны их сердец;
И если бы восстал великий из могилы,
Он на чело ее надел бы свой венец.
Порой являлась мне Розина молодая
И страстная, как ночь страны ее родной...
И, голосу ее волшебному внимая,
В тот благодатный край стремился я душой,
Где всё чарует слух, всё восхищает взоры,
Где вечной синевой блистает неба свод,
Где свищут соловьи на ветвях сикоморы
И кипариса тень дрожит на глади вод!
И грудь моя, полна святого наслажденья,
Восторга чистого, вздымалась высоко,
И отлетали прочь тревожные сомненья,
И было на душе спокойно и легко.
Как друга после дней томительной разлуки,
Готов я был весь мир в объятья заключить...
О! не забыть мне вас, пленительные звуки,
Как первых сладких слез любви мне не забыть!

(А. Плещеев 1846)



Людвиг Пич, Портрет Полины Виардо, 1865

М-те Viardot была нехороша собой, но была стройна и даже худощава, у нее до старости были чудные черные волосы, умные бархатные глаза и матовый цвет лица, какой, видно, бывает у природных испанских цыганок. Рот ее был большой и безобразный, но только она начинала петь — о недостатках лица и речи не было, она божественно вдохновлялась, являлась такой красавицей могучею, такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво, цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом Полина Виардо всегда была для меня выше всех сценических наслаждений…
(А. П. Боголюбов "Записки моряка-художника")



Полина Виардо. Гравюра



Полина Виардо в опере "Орфей"

После первого ее вы хода на сцену стало понятно, что миру явилась блестящая драматическая певица. И она навсегда заняла место среди прославленных знаменитостей эпохи... Это не просто замечательная певица, чья музыкальная образованность составила бы достоинство и предмет гордости любого маэстро, а божественная колоратура достигала небывалых высот: она была одной из самых красивых и умных женщин, знатоком литературы, не чуждалась даже науки — и всем этим, в сочетании с глубоким знанием языков, в том числе и нескольких мертвых, вызывала непреходящий интерес и дружеское расположение у целого ряда европейских деятелей литературы и искусства.
(Ференц Лист)



Соколов П., Портрет Полины Виардо, 1844



Полина Виардо (сидит вторая справа)
среди актеров иальянской оперной труппы, 1860

Она не соловей, наделенный обыкновенным талантом к весеннему пению с его бесподобными всхлипываниями и трелями, но и не роза, так как не отличается красотой, но это тот тип благородного и, я почти готов сказать, прекрасного уродства, который приводил в восхищение великого художника Делакруа! В действительности Гарсиа имеет мало общего с цивилизованной красотой и укрощенной грацией нашей европейской родины, больше всего ее красота похожа на зловещее великолепие экзотических джунглей, и иногда, во время ее страстного пения, в особенности, когда она слишком широко открывает свой большой рот с двумя рядами белоснежных зубов и улыбается так ужасно-сладко, прелестно оскалив зубы, кому-нибудь обязательно кажется, что сейчас появятся невиданные растения и животные Индостана или Африки; возникает чувство, будто вырастают гигантские пальмы, обвитые вокруг лианами с тысячами цветов; — и никто не удивляется тому, что вдруг леопард или жираф, а то и стадо слонят пробегают по сцене.
(Генрих Гейне)



Полина Виардо. Гравюра, 1848



Томас Райт, Портрет Полины Виардо

Но вернемся к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Нам в первую очередь интересно то, как впервые писатель увидел и услышал Полину Виардо. Вот как со слов И.С. Тургенева данное событие описано в книге Ю.В. Лебедева "Тургенев:



Рисунки Полины Виардо - ее автопортрет и портрет И. С. Тургенева

1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева оказался роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно встречи писателя с «центральным светилом» его жизни — молодой двадцатидвухлетней певицей Полиной Виардо-Гарсиа, выступавшей осенью в Петербурге в составе Итальянской оперы. Говорили, что родом она испанка, дочь и ученица знаменитого на всю Европу тенора Гарсиа, выходца из цыганского квартала Севильи. Имя свое Полина получила по крестной матери, княжне Прасковье Андреевне Голицыной, «русские связи» начались для неё с колыбели. Но в Петербург она явилась незнакомкой, и её выхода ждали только с любопытством. Никто не знал, что России она будет обязана своей славой и своим успехом, что Россию она назовет «вторым отечеством», испытывая к ней «вечную признательность».

Шел «Севильский цирюльник», в котором Виардо исполняла партию Розины. Началась картина первого акта. «Комната в доме Бартоло. Входит Розина: небольшого роста, с довольно крупными чертами лица и большими, глубокими, горячими глазами. Пестрый испанский костюм, высокий андалузский гребень торчит на голове немного вкось. «Некрасива!» — повторил мой сосед сзади. «В самом деле», — подумал я.

Вдруг совершилось что-то необыкновенное! Раздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал... По зале мгновенно пробежала электрическая искра... В первую минуту — мертвая тишина, какое-то блаженное оцепенение... но молча прослушать до конца — нет, это было свыше сил! Порывистые «браво! браво!» прерывали певицу на каждом шагу, заглушали её... Сдержанность, соблюдение театральных условий были невозможны; никто не владел собою. Восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловивших каждый звук, каждое дыхание этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами и мыслями, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин... Да! это была волшебница! И уста её были прелестны! Кто сказал «некрасива»? — Нелепость!

Не успела еще Виардо-Гарсиа кончить свою арию, как плотина прорвалась: хлынула такая могучая волна, разразилась такая буря, каких я не видывал и не слыхивал. Я не мог дать себе отчета: где я? что со мною делается? Помню только, что и сам я, и всё кругом меня кричало, хлопало, стучало ногами и стульями, неистовствовало. Это было какое-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно охватившая всех с низу до верху, неудержимая потребность высказаться как можно громче и энергичнее.

Это было великое торжество искусства! Не бывшие в тот вечер в оперной зале не в состоянии представить себе, до какой степени может быть наэлектризована масса слушателей, за пять минут не ожидавшая ничего подобного.

При повторении арии для всех стало очевидно, что Виардо не только великая исполнительница, но и гениальная артистка... Каждое почти украшение, которым так богаты мотивы Россини, явилось теперь в новом виде: новые, неслыханно-изящные фиоритуры сыпались как блистательный фейерверк, изумляли и очаровывали, никогда не повторяясь, порожденные минутой вдохновения. Диапазон её голоса от сопрано доходил до глубоких ласкающих сердце нот контральто с неимоверной легкостью и силою. Обаяние певицы и женщины возрастало кресчендо в продолжение всего первого акта, так что под конец каждый с нетерпением ожидал возможности поделиться с кем-нибудь из близко знакомых переполнившими душу впечатлениями. И действительно, последовавший затем антракт не походил на обыкновенные: началось сильное передвижение, но довольно долго почти никто не выходил из партера: отовсюду слышались горячие восклицания восторга и удивления. Вызовам, казалось, не будет конца...



Полина Виардо

Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею.
День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный.
(И.С. Тургенев)



Тургенев оказался в числе четырех избранных поклонников Полины Виардо. Первым считался сын директора императорских театров С. А. Гедеонов. По воспоминаниям современников, «он приказал устроить возле сцены Большого театра особую комнату, где Виардо проводила несколько часов после каждого спектакля среди своих друзей, число которых сначала было неограниченно, но потом в волшебный покой допускались только четверо»: С. А. Гедеонов, А. А. Комаров, И. П. Мятлев, И. С. Тургенев. Все — начинающие поэты и охотники. Однажды они убили медведя в лесных окрестностях Петербурга и «привезли в подарок своей богине редкую по красоте и величине шкуру». «Виардо всякий раз после спектакля покоилась на этой шкуре, а друзья помещались у лап, занимали артистку рассказами о своих похождениях, читали стихи. Вскоре счастливцев прозвали четырьмя лапами: первой, второй, третьей и четвертой». Тургенев к числу первых «лап» не принадлежал, но и последней, вероятно, не был.
(Ю.В. Лебедев "Тургенев")



Харламов А.А., Портрет писателя И.С. Тургенева, 1875

Любимый портрет Ивана Сергеевича Тургенева, которым он очень дорожил. Как известно, Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании. Писатель часто сравнивал живопись Харламова и великого голландца Рембрандта. После его смерти Полина Виардо подарила (вернула) этот портрет России, теперь он находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.



Иван Сергеевич Тургенев на смертном одре.
Рисунок дочери Полины Виардо - Клаудии. 1883

Как хороши, как свежи были розы ...

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
(Сентябрь 1879)
(по некоторым смелым предположениям, это весьма известное стихотворение в прозе по мотивам произведения Ивана Мятлева, с которым Тургенев некогда возлежал у ног певицы, тоже посвящено Полине Виардо. Может быть и так?)





Полина Виардо в старости




Полина Виардо пережила Тургенева на 27 лет и умерла в ночь
с 17 на 18 мая 1910 года почти 89 лет от роду. 
На фото могила Полины Виардо на кладбище Монмартра



Безумная (после пения Виардо - Гарсии)

Ты сердца моего и слёз и крови просишь,
Певица дивная! - О, пощади, молю.
Грудь разрывается, когда ты произносишь:
"Я всё ещё его, безумная, люблю".

"Я всё ещё" - едва ты три лишь эти слова
Взяла и вылила их на душу мою, -
Я всё предугадал: душа моя готова
Уже заранее к последнему: "люблю".

Ещё не сказано: "люблю", - а уж стократно
Перегорел вопрос в груди моей: кого?
И ты ответствуешь: "его". Тут всё понятно;
Не нужно имени - о да, его, его!

"Я всё ещё его" ... Кружится ум раздумьем...
Мутятся мысли... Я жду слова - и ловлю:
"Безумная" - да, да! - И я твоим безумьем
Подавлен, потрясён... И наконец - "люблю".

"Люблю". - С тобой весь мир, природа, область бога
Слились в глубокое, безумное "люблю"
Подавлен, потрясён... И наконец - "люблю".
О, повтори "люблю"!.. Нет, дай отдохнуть немного!
Нет не хочу дышать - лишь повтори, молю.

И вот "я всё ещё" - вновь начал райский голос.
И вот опять - "его" - я вздох в грудь давлю...
"Безумная" - дрожу... Мне страшно... дыбом
волос...
"Люблю" - хоть умереть от этого "люблю".

(В. Бенедиктов)



Романс "Утро туманное" написан на стихи И.С. Тургенева
(первоначальное название "В дороге"), посвященные Полине Виардо.
Автор музыки Э. Абаза


 


Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и  на кнопочку «Поделиться»  


Нравится
Категория: История и Личность | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 2194 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Суббота
03.12.2016
14:31











Подписка















Статистика





Пользователи:

Нас уже 8932 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 214
Новых за неделю: 55
Новых вчера: 10
Новых сегодня: 6

   
Администраторов: 4

Онлайн:

Онлайн всего: 4
Гостей: 2
Пользователей: 2

dmytroroyenko, adiletalimzhanov99










Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1186










Новости





Giuseppe Armani

Giuseppe Armani
Просмотров: 25
Комментарии: (0)

Александр и Татьяна Норык

Александр и Татьяна Норык
Просмотров: 36
Комментарии: (0)

Перевод урока «CORA»

Перевод урока «CORA»
Просмотров: 124
Комментарии: (1)

Куклы из солёного теста

Куклы из солёного теста
Просмотров: 51
Комментарии: (0)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)
Просмотров: 36
Комментарии: (0)

Santas World

Santas World
Просмотров: 106
Комментарии: (0)

Daniel Merriam

Daniel Merriam
Просмотров: 64
Комментарии: (0)

Spheres & More 2014

Spheres & More 2014
Просмотров: 109
Комментарии: (0)

Shopping Center - Sculpture

Shopping Center - Sculpture
Просмотров: 84
Комментарии: (0)

Black Cat 2014

Black Cat 2014
Просмотров: 77
Комментарии: (0)











Посетители Сайта