Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Урок З. Лукьяновой - Оригинальная Рамка

Урок З. Лукьяновой - Оригинальная Рамка
Просмотров: 1929
Комментарии: (0)

Кисти — Свитки и Ленты

Кисти — Свитки и Ленты
Просмотров: 6408
Комментарии: (9)

Скрап-набор - FM-Shadows of Love

Скрап-набор - FM-Shadows of Love
Просмотров: 2037
Комментарии: (1)

Christmas Greeting Card

Christmas Greeting Card
Просмотров: 1797
Комментарии: (0)

Стили  - Scan Tone

Стили - Scan Tone
Просмотров: 2559
Комментарии: (5)

Spring Floral Styles - Весенние Цветочные Стили

Spring Floral Styles - Весенние Цветочные Стили
Просмотров: 2865
Комментарии: (6)

Шрифт - ZapfCHANCERY

Шрифт - ZapfCHANCERY
Просмотров: 3142
Комментарии: (0)

PSD исходник - Лунный свет

PSD исходник - Лунный свет
Просмотров: 2723
Комментарии: (2)

2011 New Year Banners

2011 New Year Banners
Просмотров: 1798
Комментарии: (2)

New Year Elements Vector

New Year Elements Vector
Просмотров: 1834
Комментарии: (8)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » История и Личность » История и Личность

ФЕОФАН ГРЕК
16.05.2012, 21:27
Жизнь и творчество Феофана Грека
(около 1340-1410)




Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чьё имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", 
или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении 
русского художественного гения.


 

Христос Вседержитель. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор,
тем независимее убеждения.


 

Богоматерь

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои
стопы не на запад, а на восток.


 

Богоматерь Донская (1392. Ранее - Коломна, Успенский Собор,
теперь - Третьяковская Галерея)


 

Успение Богоматери
(Обратная сторона иконы Богоматерь Донская)

Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.


 

Христос - Благословение

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).


 

Иоанн Предтеча


 

Святые Борис и Глеб

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.  


 

Преображение. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского
 
Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено. К сожалению, неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.



Голова Авеля. (1379). Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице (Новгород). Фреска



Макарий Великий. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород

Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Он был последним византийским миссионером на Руси. Его произведения принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства. Они были полны пророчествами возмездия греческому миру, пафосом стоицизма. Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.




Столпник. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород



Троица. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород  

Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену "русскому византийцу", экспрессивно-экзальтированному Греку, мрачноватому "Микеланджело русской живописи",
пришел "Рафаэль" - Андрей Рублев.


Нравится
Категория: История и Личность | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 3995 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Четверг
25.04.2024
10:23











Подписка















Статистика





Зарег. на сайте:
Пользователи:

Нас уже 11249 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 9
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

   
Администраторов: 4

Счетчики:
Онлайн:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:










Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1652










Новости





Это мой Тимошка

Это мой Тимошка
Просмотров: 1148
Комментарии: (0)

с наступающим!

с наступающим!
Просмотров: 1274
Комментарии: (4)

Перестаньте плакать на кухне

Перестаньте плакать на кухне
Просмотров: 1167
Комментарии: (0)

Timothy Martin

Timothy Martin
Просмотров: 2230
Комментарии: (0)

Veronica Minozzi

Veronica Minozzi
Просмотров: 2124
Комментарии: (0)

Художница Nene Thomas

Художница Nene Thomas
Просмотров: 3298
Комментарии: (1)

Kazumasa Uchio

Kazumasa Uchio
Просмотров: 2698
Комментарии: (0)

Иисус Христос в Эммаусе

Иисус Христос в Эммаусе
Просмотров: 2446
Комментарии: (0)

Книга Иова

Книга Иова
Просмотров: 1907
Комментарии: (0)

Easter Vintage

Easter Vintage
Просмотров: 2471
Комментарии: (0)











Посетители Сайта