Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Клипарт - Рамки-на Море

Клипарт - Рамки-на Море
Просмотров: 2907
Комментарии: (0)

Светящиеся Весенние Фоны в Векторе

Светящиеся Весенние Фоны в Векторе
Просмотров: 2897
Комментарии: (3)

Перевод урока «Kiss Me»

Перевод урока «Kiss Me»
Просмотров: 507
Комментарии: (2)

Flower Abstraction 2  Vector

Flower Abstraction 2 Vector
Просмотров: 1284
Комментарии: (6)

Rescue Money

Rescue Money
Просмотров: 1602
Комментарии: (0)

New Year vector Red

New Year vector Red
Просмотров: 3115
Комментарии: (6)

Урок – «Применение Маски»

Урок – «Применение Маски»
Просмотров: 9210
Комментарии: (43)

PSD - исходник - Бабочки

PSD - исходник - Бабочки
Просмотров: 4120
Комментарии: (8)

Клипарт - Перья

Клипарт - Перья
Просмотров: 3764
Комментарии: (3)

Урок от М. Басманова - «Ретушь портрета»

Урок от М. Басманова - «Ретушь портрета»
Просмотров: 1678
Комментарии: (1)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » История и Личность » История и Личность

ФЕОФАН ГРЕК
16.05.2012, 21:27
Жизнь и творчество Феофана Грека
(около 1340-1410)




Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чьё имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", 
или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении 
русского художественного гения.


 

Христос Вседержитель. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор,
тем независимее убеждения.


 

Богоматерь

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои
стопы не на запад, а на восток.


 

Богоматерь Донская (1392. Ранее - Коломна, Успенский Собор,
теперь - Третьяковская Галерея)


 

Успение Богоматери
(Обратная сторона иконы Богоматерь Донская)

Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.


 

Христос - Благословение

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).


 

Иоанн Предтеча


 

Святые Борис и Глеб

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.  


 

Преображение. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского
 
Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено. К сожалению, неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.



Голова Авеля. (1379). Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице (Новгород). Фреска



Макарий Великий. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород

Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Он был последним византийским миссионером на Руси. Его произведения принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства. Они были полны пророчествами возмездия греческому миру, пафосом стоицизма. Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.




Столпник. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород



Троица. Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, Великий Новгород  

Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену "русскому византийцу", экспрессивно-экзальтированному Греку, мрачноватому "Микеланджело русской живописи",
пришел "Рафаэль" - Андрей Рублев.


Нравится
Категория: История и Личность | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 3012 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Вторник
24.10.2017
01:31











Подписка















Статистика





Зарег. на сайте:
Пользователи:

Нас уже 9500 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 28
Новых за неделю: 7
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

   
Администраторов: 4

Счетчики:
Онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:










Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1348










Новости





Осел Пуату

Осел Пуату
Просмотров: 11
Комментарии: (0)

Креветка-боксер

Креветка-боксер
Просмотров: 32
Комментарии: (0)

Блюда узбекской кухни

Блюда узбекской кухни
Просмотров: 25
Комментарии: (0)

Замечательные соседи

Замечательные соседи
Просмотров: 48
Комментарии: (0)

Julius Adam

Julius Adam
Просмотров: 50
Комментарии: (0)

Позитивные букеты

Позитивные букеты
Просмотров: 63
Комментарии: (0)

Морской воробей

Морской воробей
Просмотров: 81
Комментарии: (0)

Олег Шупляк

Олег Шупляк
Просмотров: 77
Комментарии: (0)

Старинная реклама велосипедов

Старинная реклама велосипедов
Просмотров: 69
Комментарии: (0)

Антикварные телефоны

Антикварные телефоны
Просмотров: 69
Комментарии: (0)











Посетители Сайта