Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская
8 июля совершается память святого Прокопия (сконч. в 1285 г.), устюжского юродивого, и в этот же день празднуют той иконе, молясь перед которой, блаженный Прокопий спас город Устюг от гибели. Прокопий, иностранец по происхождению, вел торговые дела с Новгородом. Пленившись учением православной церкви, он полюбил красоту нашего богослужения, отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он раздал все имение свое бедным и жил некоторое время в знаменитой Хутынской обители под Новгородом, но вскоре от тех мест, где его знали богатым и почетным человеком и где у него было так много мирских отношений, он удалился далеко на север, в город Великий Устюг, и там вступил на тяжелый путь юродства. На церковной паперти он проводил ночи в молитве, а днем ходил по городу, терпя насмешки, брань и побои. Над ним издевались дети и легкомысленные люди, а он молился за них словами Распятого Христа: «Господи, не постави им греха сего». Отдыхал он на камне или на голой земле. Пищу принимал он от нищих и людей богобоязненных, а от богачей ничего не принимал.
В один воскресный день Прокопий стал говорить в церкви народу:
— Покайтеся, братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвой. Иначе город погибнет, а с ним и вы.
Но слушавшие Прокопия уверяли, что юродивый окончательно лишился рассудка. По окончании литургии Прокопий сел на паперти, плача и рыдая, и так провел весь день и следующую ночь.
— Что с тобой, Прокопий? — спрашивали его прохожие. — О чем скорбишь? — Бдите и молитесь, — отвечал блаженный, — да не внидете в напасть.
Но его проповеди не внимали. На третий день Прокопий, обходя город, говорил со слезами:
— Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, молитесь, чтоб Господь избавил вас от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши.
Но народ все не обращал внимания на призыв Прокопия, смеялся над проповедником и не хотел вспомнить о Боге и о неправдах своих. И не было в Устюге иного молитвенника, кроме Прокопия. Прошла неделя со дня первого плача и первого зова Прокопия к народу. В этот день к полудню появилось на небе черное зловещее облако. Приближаясь к городу, оно все росло и росло, охватывая весь небосклон, и, наконец, темный как бы каменный свод стал над землей, и день превратился в мрачную ночь. Молнии сверкали огненными полосами, непрерывный страшный гром перекатывался в высоте, сотрясая силой своих ударов стены зданий, и не слышно было голоса человеческого. И над всем этим носилось предчувствие гибели, неизбежной беды. Поздно поняли устюжане, что прав был Прокопий. Бросились в храм Богоматери, а Прокопий был уже там и, обливаясь слезами, молил Богоматерь пощадить город. Чувствовали все, что в молитве Прокопия — единственное спасение. Прокопий молился, и народ рыдал вокруг него, видя гибель, но еще веруя в возможность милосердия. И, наконец, совершилось чудо. По иконе потекло струей миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Чудное благоухание наполнило храм. Посвежел, разредился сгустившийся удушливый воздух; глянуло солнце. Тучи стали свертываться и отходили вдаль с тем же громом и сверкающими молниями.
За двадцать верст от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом раскаленных камней. Каменный град поломал вековой лес, но не принес вреда ни людям, ни скоту.
Миро, истекшее от иконы, было так обильно, что им наполнили церковные сосуды, и помазывавшиеся им получали исцеления от разных болезней. Доселе каменный град лежит в Ковальском урочище.
При царе Иване Васильевиче, около 1567 года, Устюжская икона Благовещения была принесена в Москву и поставлена в левой стороне иконостаса Большого Успенского собора. В 1747 году в Устюге был поставлен список с чудотворного образа. Есть старинные гравюры Устюжской иконы с предстоящим блаженным Прокопием, которому ангел указывает на Богоматерь. Французы в 1812 году в числе других кремлевских святынь ограбили и драгоценный оклад с Устюжской иконы. В 1817 году устюжане сделали новый оклад. Отличаясь громадными размерами, эта икона производит сильное впечатление, когда ее носят в московских крестных ходах. Фрагменты темного письма, видные из-под оклада этой семивековой иконы, кажутся покрытыми чем-то блестящим.
В Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря есть список с древней чудотворной иконы Благовещения, хранящейся в Московском Успенском соборе.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Благовещение (Устюжское). Вторая половина XII в.
Устюжское Благовещение. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Конец XX в.
Благовещение Устюжское Век XVII
Датировка: 17 в. 1660-е гг. Материал: Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотные нити. Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей Происхождение: В Сольвычегодский музей поступила в 1919 г. Описание: На левой и правой сторонах каймы вышиты святые в рост (слева направо): свтт. Петр и Алексий, Иона и Филипп митрополиты Московские, царевич Димитрий и прп. Сергий Радонежский. На нижней стороне каймы в круглых клеймах: прор. Анна, мц. Пелагея, прпп. Зосима и Савватий Соловецкие. Личное шито плотно крученым шелком светло-серого цвета "атласным швом" "по форме" со схематическими тенями светло-коричневого цвета. Доличное и фон средника - пряденым золотом и серебром "в прикреп", цветные шелковые прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Контуры фигур архангела и Богоматери выделены серебром швом "по веревочке". Фон кайм - красный атлас. К нижнему краю пришиты 17 кистей. Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.
Устюжское Благовещение 1860 г. Центральная Россия
Устюжское Благовещение
oк. 1558 г.
Ростовский мастер. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Благословение архиепископа Ростовского Никандра
Устюжское Благовещение Русский Север
Конец XVI-начало XVII века. Каргополь (). Храмовый образ церкви Благовещения над Святыми воротами Соловецкого монастыря
Сказать «Спасибо» можно проголосовав нажатием на звёздочки и на кнопочку «Поделиться»
|