КРАСНАЯ ГОРКА (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) - Духовный мир <!--if(Духовный мир)-->- Духовный мир<!--endif--> - Каталог файлов - PhotoShop






Все для PhotoShop















Разное















Рубрика Людмилы















Мини-Чат















Случайные Новости





Клипарт - Армейский

Клипарт - Армейский
Просмотров: 4209
Комментарии: (0)

Scrap-kit - "Warming the Heart" «Осеннее тепло»

Scrap-kit - "Warming the Heart" «Осеннее тепло»
Просмотров: 3550
Комментарии: (5)

Шрифт - Arabia Regular

Шрифт - Arabia Regular
Просмотров: 3165
Комментарии: (2)

Stock Vectors Xmas Tree

Stock Vectors Xmas Tree
Просмотров: 1124
Комментарии: (5)

Eye Candy 4000

Eye Candy 4000
Просмотров: 4542
Комментарии: (17)

Flaming Pear / Floodv 1.40.1 (Eng /Rus)

Flaming Pear / Floodv 1.40.1 (Eng /Rus)
Просмотров: 1947
Комментарии: (1)

Шрифт  Deutsch Gothic

Шрифт Deutsch Gothic
Просмотров: 4203
Комментарии: (1)

OnOne Genuine Fractals Professional Edition v6.0.7

OnOne Genuine Fractals Professional Edition v6.0.7
Просмотров: 2568
Комментарии: (7)

PSD исходник -  Обманчивый Остров

PSD исходник - Обманчивый Остров
Просмотров: 1652
Комментарии: (0)

Nik Software Silver Efex Pro 2 ML+Rus

Nik Software Silver Efex Pro 2 ML+Rus
Просмотров: 14658
Комментарии: (23)












Каталог файлов - PhotoShop - Описание сайта



Главная » Файлы » Духовный мир » Духовный мир

КРАСНАЯ ГОРКА (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)
18.04.2012, 11:16
Красная горка (Фомино воскресенье)


Красная горка (Фомино воскресенье) - первое воскресенье после Пасхи,
в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя;
также под этим названием в некоторых местах
выступают молодежные гуляния и хороводы Фоминого воскресенья.



Алексей Степанов. Хоровод  

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.



TERBRUGGHEN, Hendrick The Incredulity of Saint Thomas. 1604

На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургии по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи называется Антипасха - "вместо Пасхи". В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд - "полюдье".



Борис Кустодиев. Хоровод. 1912

В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны , а также обходы дворов с поздравлением - "окликанием" молодоженов.



  В.М.Максимов. "Сборы на гулянье". 1869  

Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими . С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье - первый день после Великого Поста,
когда в церкви разрешены венчания.


 

Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.



Андрей Петрович Рябушкин «Втерся парень в хоровод...». 1902

Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра "А мы просо сеяли...", во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку;
в завершение игры девушки пели.



Борис Кустодиев Праздник в деревне

Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. Девушки и парни собирались на улице и играли в "А мы просо сеяли", разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты
требовали парни.



Sir Samuel Luke Fildes, The Village Wedding

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за некудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.



Хоровод в Малороссии. Трутовский К.А. 1860  

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника "Красная горка".



Хоровод. Юркина Екатерина

Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-"хороводница" и, благословясь, начинала произносить заговор: "Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!"



М. Боскин. Хоровод, 1910

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: "Весна-красна! На чем пришла...". Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни,
а завершала празднование веселая пирушка.



Хоровод в селе. 1873-1874, Саврасов Алексей Кондратьевич  

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губ. девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.. Чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село . В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села,
останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты.



Биткин Евгений. Хоровод

Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы
ее переступить. 


Нравится
Категория: Духовный мир | Добавил: zhiznelyub
Просмотров: 965 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Поиск по Сайту















Мини Профиль





Суббота
10.12.2016
02:05











Подписка















Статистика





Пользователи:

Нас уже 8982 человек!


Новые пользователи:

Новых за месяц: 224
Новых за неделю: 46
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 1

   
Администраторов: 4

Онлайн:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0











Опрос






Каким браузером Вы пользуетесь ?

Всего ответов: 1191










Новости





Перевод урока «Weihnacht 16»

Перевод урока «Weihnacht 16»
Просмотров: 30
Комментарии: (0)

Перевод урока «Christmas 16»

Перевод урока «Christmas 16»
Просмотров: 69
Комментарии: (0)

Литопсы - «живые камушки»

Литопсы - «живые камушки»
Просмотров: 24
Комментарии: (0)

Ледяные цветы

Ледяные цветы
Просмотров: 16
Комментарии: (0)

Alfredo Rodriguez

Alfredo Rodriguez
Просмотров: 19
Комментарии: (0)

Giuseppe Armani

Giuseppe Armani
Просмотров: 32
Комментарии: (0)

Александр и Татьяна Норык

Александр и Татьяна Норык
Просмотров: 49
Комментарии: (0)

Перевод урока «CORA»

Перевод урока «CORA»
Просмотров: 168
Комментарии: (1)

Куклы из солёного теста

Куклы из солёного теста
Просмотров: 60
Комментарии: (0)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)

Ernestina Gallina (Pietre Vive)
Просмотров: 46
Комментарии: (0)











Посетители Сайта