Икона Господа "Тайная Вечеря"
Великий четверг - священнейший для всех христиан день
Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".
Он посвятил их в таинство Причащения: благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "примите, ядите: cue есть Тело Мое" а затем, взяв чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо "cue есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
Тайная Вечеря. Конец XIV в. Андрей Рублёв
Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня. "Рука предающего Меня со Мною за столом, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению...". "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему..."
Спаситель приуготовил апостолов к служению. "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" — сказал Христос в своей молитве Отцу. Тайная вечеря, которая происходила в горнице одного из домов Иерусалима, обрела вселенское значение и непреходящий смысл.
Древний вышитый покров, Евхаристия - Таинство Причащения Апостолов
После вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманию. "...посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сынов Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими". Смысл этого эпизода огромен: Иисус Христос — истинный Бог, но Он и истинный Человек, и смертная тоска не была чужда Ему и посетила Его. Но Он поборол ее во имя спасения людей. Апостолы же не смогли победить всего лишь сонливость и засыпали трижды, несмотря на просьбу Учителя бодрствовать...
Трапеза. Христос только что сказал, что один из апостолов предаст Его. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Кто предаст Христа? Предатель указан — Иуда, наклонившись, протягивает руку за хлебом. Его поза повторяет позу Иоанна — любимого ученика Христова, со смирением и теплотой склонившегося к Учителю. Преданность и предательство — как различить их за внешне одинаковыми движениями и позами? Это дается только духовным зрением...
Икона в киоте "Тайная вечеря"
Христос омывает ученикам ноги. Своим поступком он учит безоговорочному отрицанию гордыни. Смиренными должны пойти апостолы в мир, как Учитель.
Сын молит Отца о чаше: ...впрочем не как Я хочу, но как Ты.
И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Апостолы в страхе отворачиваются. С этого момента начинаются страсти Господни...
Икона Тайная Вечеря. Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г. По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863)
Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Иконописец не считает себя вправе судить. Да и само предательство потому и является самым низким обманом, что прячется под маской преданности. Лицо Иуды — "как у всех"...
Тайная вечеря. Омовение ног. Конец ХV - начало XVI века
Тайная вечеря. Около 1497 г.
Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды. Клейма иконы "Воскресение" Дионисия Гринкова. 1568
После омовения ног Христос возлёг с учениками за стол для вкушения пасхального агнца.
Во время вечери он объявил ученикам, что один из них предаст его.
Все поочерёдно спрашивали: " Не я ли, Господи?"
В ответ Иуде Искариоту Христос тихо ответил: "Что делаешь, делай скореее"
На этой вечере Христос установил таинство Причастия, в котором христиане под видом хлеба и вина
принимают истинное Тело и истинную Кровь христовы.
Христос занимает за столом первое место слева.
Иуда простирает руку к чаше - символу искупительной миссии.
В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто...
Нравится
|